Ирина Ускова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Оренбургский пуховый платок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе Воспитатель : Ускова Ирина Александровна
Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область. Познание
2. Виды деятельности детей. Игровая,
Познавательная,
Двигательная,
Продуктивная,
Коммуникативная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности. «Оренбургский пуховый платок»
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Оренбургский пуховый платок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
2. Методы и приемы реализации
содержания занятия Наглядный метод (пособия, картинки, ИКТ)
-Словесный метод (совместная речевая деятельность)
-Игровой метод (игровые ситуации, д/игры)
-Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игровые упражнения, опытно-экспериментальная деятельность)
-Методы стимулирования поведения (поощрение, проблемная игровая ситуация, игровые упражнения, просмотр видео сообщения, решение практической задачи путем организации опытной деятельности)
-Методы организации и осуществления познавательной деятельности (решение проблемной ситуации, беседа, экспериментирование)
3. Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие,
Физическое развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
4. Возрастная группа Старшая группа
5. Цель. Создание условий для ознакомления детей с народным промыслом Оренбуржья – пуховым платком.
6 Задачи Образовательные:
- дать детям представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке;
- расширить знания детей об Оренбургских платках;
Развивающие :
- воспитывать художественный вкус;
- развивать когнитивные процессы;
- расширять словарный запас существительными а также активными прилагательными;
- развивать мелкую моторику детей.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа.
- раскрывать значимость труда в жизни человека, воспитывать позитивные установки к различным видам труда, уважение к труду взрослого.
7. Планируемые результаты - имеют представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке;
- расширили знания детей об оренбургских платках;
развивать когнитивные процессы;
- расширили словарный запас существительными (веретено, чески, а также активными прилагательными;
- развили мелкую моторику детей;
- продолжают воспитывать желание познавать культуру своего народа.
- раскрыли значимость труда в жизни человека, продолжают проявлять уважение к труду взрослого.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Видеоклип с песней «Оренбургский пуховый платок»
-Презентация «Оренбургский пуховый платок»
- Корзина
- колечко
- Цветные нити;
-Пуховые платки 3 шт
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Беседы: «Народные промыслы Оренбуржья»,
- Дидактическая игра «Распутай клубок»
- Просмотр презентации «Оренбургский пуховый платок»;
1. Вводная часть.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Просмотр видеоклипа
Воспитатель:
-Послушайте, какая красивая песня.
-О чем эта песня?
-Как называется область, в которой мы живем? Чем она славится?
Наши Оренбургские поэты написали красивые стихи о нашей природе и об Оренбургских пуховых платках.
Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов. Вряд ли найдется в России человек, который бы никогда не слышал об уникальном рукотворном изделии -оренбургском пуховом платке. Это такое же чудо, как гжельская керамика или вологодское кружево, хохломская роспись или дымковская игрушка
Вязание являлось мужским ремеслом, так как женщины пряли шерсть. Найденные в Египте и сохранившиеся благодаря сухому климату вязаные носки являются самыми ранними экземплярами вязаных предметов дошедшими до наших дней. Первоначально вязали только руками. В Англии в 15 веке оно достигло наибольшего расцвета, особенно в области вязания чулок. Затем вязание «покорило» Францию. Лишь в 17 веке оно пришло в Россию. Вот такой долгий путь был проделан, прежде чем этот вид прикладного искусства привлек внимание наших рукодельниц.
Оренбургская область всегдаславилась вязанием платков из пуха. И по сей день он остается символом и визитной карточкой не только Оренбуржья, Урала, но и по всей России. Да действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья,чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берет паутинку) .От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности удивления, когда берешь в руки Оренбургский ажурный пуховый платок
1.2 Мотивация деятельности детей. Воспитатель:Ребята, а вы хотите ещё больше узнать о оренбургском пуховом платке?
Дети: Да
1.3
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога
Воспитатель: Я предлагаю вам посетить мини –музей пухового платка и узнать весь процесс его изготовления. Ребята, а на чем мы можем туда добраться?
Дети: На автомобили, автобусе и т. д.
Воспитатель:Я предлагаю вам отправиться туда с помощью клубочка. Возьмем с собой корзинку с клубочками.
За клубочком в след пойдем,
И в музей мы попадем.
Вот клубочек и привел нас в музей.
2. Основная часть
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Ребята, а сейчас я приглашаю вас пройти к музею. Вы знаете какой сейчас месяц?.(Ответы детей) Правильно, наступил март.
А в народе говорят: «Пришел марток – надевай семь порток»;» В марте сверху печет, снизу студит.»А когда у нас женщинам холодно, что они накидывают на плечи, чтобы согреться? (Пуховый платок). А у кого дома есть такой платок?
Каким народным промыслом мастерицы - рукодельницы наших сел и города занимаются издавна? (вяжут пуховые платки)
Платок имеет важное символическое значение для оренбургских женщин. Он является оберегом для них. Платок значит «Плата» : женщина получает защиту, находясь под ним.
Острые зубчики –кайма – отметает все плохое, а центральная часть оси символизирует солнце. Просмотр презентации с обсуждением этапов производства платка.
Из чего вяжут платки? (из козьего пуха) Какое животное дает пух для платков? (коза) А еще какую пользу приносит это животное? (дает молоко, мясо) (2-3 слайд)
Козий пух является уникальным. До сих пор нигде в мире не удалось получить изделия, которые бы смогли по своим свойствам сравниться с теми платками и шалями, которые вяжут в Оренбурге. Был случай, когда французы решили развести оренбургских коз у себя. Для этого они закупили крупную партию животных. Но попав в теплый климат они со временем превратились в обычных и пух потерял свои свойства.
Самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек А когда мастерицы работали они напевали песни. С песней и дело спорится. (4-5 слайды) Надо и веретено крутить и за пухом следить, сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их- скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа. (6слайд)
И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут(7 слайд)
Дети: на спицах.
Физминутка. поиграем в «Ручеек»
После игры дети садятся
Оренбургские пуховые платки бывают трех видов : шаль, паутинка, палантин. (8 слайд)
Рассматривание платков. Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые)
толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальныйпромысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платкииспользуются для повседневной носки.
2. паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкогопрядения и шелка. Не используются для повседневной носки.
Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
3. палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
-Ребята скажите какие платки на ощупь (мягкие, пушистые, теплые) В платок хочется завернуться и погреться когда на улице холодно
2.2 Добывание (сообщение и приятие)нового знания Ребята пока мы с вами рассматривали процесс изготовления платков наши клубочки в корзинке запутались. Я предлагаю вам их распутать. (игра «разбери клубочки»)
Молодцы, разобрали клубочки! Посмотрите, что я еще нашла в корзинке (кольцо)
2.3 Опытно-экспериментальная часть (практическая работа) самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. Ребята, а что же мы можем сделать с колечком? (ответы детей)
Существует такой миф,что оренбургские платки проходят через кольцо. Давайте и мы с вами это проверим (проводим эксперимент) «Протягивания платка через кольцо».(9 слайд)
Пальчиковая игра:
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрем,
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем.
А теперь мы все платочки
Так встряхнем, так встряхнем.
А теперь платки погладим
Мы погладим утюгом.
А теперь платочки сложим
И в шкаф положим.
3. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель:Ребята, наша экскурсия в мини –музей пухового платка закончилась. Нам нужно возвращаться в группу. Возьмем корзинку с клубками.
Рефлексия: За клубочком вслед пойдём
Снова в группу мы придем.
Воспитатель: Ребята, что мы с Вами сейчас посетили?
Дети:Мини -музей пухового платка.
Воспитатель:Что мы увидели в мини -музее? Что нового и интересного вы узнали о платке? Что больше всего Вам понравилось и запомнилось?
Дети отвечают на вопросы воспитателя