Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Оренбургский пуховый платок»

Ирина Ускова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Оренбургский пуховый платок»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в старшей группе Воспитатель : Ускова Ирина Александровна

Организационная информация

1. Доминирующая образовательная область. Познание

2. Виды деятельности детей. Игровая,

Познавательная,

Двигательная,

Продуктивная,

Коммуникативная.

Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности. «Оренбургский пуховый платок»

Темочки:

2. Методы и приемы реализации

содержания занятия Наглядный метод (пособия, картинки, ИКТ)

-Словесный метод (совместная речевая деятельность)

-Игровой метод (игровые ситуации, д/игры)

-Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игровые упражнения, опытно-экспериментальная деятельность)

-Методы стимулирования поведения (поощрение, проблемная игровая ситуация, игровые упражнения, просмотр видео сообщения, решение практической задачи путем организации опытной деятельности)

-Методы организации и осуществления познавательной деятельности (решение проблемной ситуации, беседа, экспериментирование)

3. Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие,

Физическое развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие.

4. Возрастная группа Старшая группа

5. Цель. Создание условий для ознакомления детей с народным промыслом Оренбуржья – пуховым платком.

6 Задачи Образовательные:

- дать детям представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке;

- расширить знания детей об Оренбургских платках;

Развивающие :

- воспитывать художественный вкус;

- развивать когнитивные процессы;

- расширять словарный запас существительными а также активными прилагательными;

- развивать мелкую моторику детей.

Воспитательные:

- продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа.

- раскрывать значимость труда в жизни человека, воспитывать позитивные установки к различным видам труда, уважение к труду взрослого.

7. Планируемые результаты - имеют представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке;

- расширили знания детей об оренбургских платках;

развивать когнитивные процессы;

- расширили словарный запас существительными (веретено, чески, а также активными прилагательными;

- развили мелкую моторику детей;

- продолжают воспитывать желание познавать культуру своего народа.

- раскрыли значимость труда в жизни человека, продолжают проявлять уважение к труду взрослого.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Видеоклип с песней «Оренбургский пуховый платок»

-Презентация «Оренбургский пуховый платок»

- Корзина

- колечко

- Цветные нити;

-Пуховые платки 3 шт

9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Беседы: «Народные промыслы Оренбуржья»,

- Дидактическая игра «Распутай клубок»

- Просмотр презентации «Оренбургский пуховый платок»;

1. Вводная часть.

1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Просмотр видеоклипа

Воспитатель:

-Послушайте, какая красивая песня.

-О чем эта песня?

-Как называется область, в которой мы живем? Чем она славится?

Наши Оренбургские поэты написали красивые стихи о нашей природе и об Оренбургских пуховых платках.

Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов. Вряд ли найдется в России человек, который бы никогда не слышал об уникальном рукотворном изделии -оренбургском пуховом платке. Это такое же чудо, как гжельская керамика или вологодское кружево, хохломская роспись или дымковская игрушка

Вязание являлось мужским ремеслом, так как женщины пряли шерсть. Найденные в Египте и сохранившиеся благодаря сухому климату вязаные носки являются самыми ранними экземплярами вязаных предметов дошедшими до наших дней. Первоначально вязали только руками. В Англии в 15 веке оно достигло наибольшего расцвета, особенно в области вязания чулок. Затем вязание «покорило» Францию. Лишь в 17 веке оно пришло в Россию. Вот такой долгий путь был проделан, прежде чем этот вид прикладного искусства привлек внимание наших рукодельниц.

Оренбургская область всегдаславилась вязанием платков из пуха. И по сей день он остается символом и визитной карточкой не только Оренбуржья, Урала, но и по всей России. Да действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья,чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берет паутинку) .От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности удивления, когда берешь в руки Оренбургский ажурный пуховый платок

1.2 Мотивация деятельности детей. Воспитатель:Ребята, а вы хотите ещё больше узнать о оренбургском пуховом платке?

Дети: Да

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога

Воспитатель: Я предлагаю вам посетить мини –музей пухового платка и узнать весь процесс его изготовления. Ребята, а на чем мы можем туда добраться?

Дети: На автомобили, автобусе и т. д.

Воспитатель:Я предлагаю вам отправиться туда с помощью клубочка. Возьмем с собой корзинку с клубочками.

За клубочком в след пойдем,

И в музей мы попадем.

Вот клубочек и привел нас в музей.

2. Основная часть

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Ребята, а сейчас я приглашаю вас пройти к музею. Вы знаете какой сейчас месяц?.(Ответы детей) Правильно, наступил март.

А в народе говорят: «Пришел марток – надевай семь порток»;» В марте сверху печет, снизу студит.»А когда у нас женщинам холодно, что они накидывают на плечи, чтобы согреться? (Пуховый платок). А у кого дома есть такой платок?

Каким народным промыслом мастерицы - рукодельницы наших сел и города занимаются издавна? (вяжут пуховые платки)

Платок имеет важное символическое значение для оренбургских женщин. Он является оберегом для них. Платок значит «Плата» : женщина получает защиту, находясь под ним.

Острые зубчики –кайма – отметает все плохое, а центральная часть оси символизирует солнце. Просмотр презентации с обсуждением этапов производства платка.

Из чего вяжут платки? (из козьего пуха) Какое животное дает пух для платков? (коза) А еще какую пользу приносит это животное? (дает молоко, мясо) (2-3 слайд)

Козий пух является уникальным. До сих пор нигде в мире не удалось получить изделия, которые бы смогли по своим свойствам сравниться с теми платками и шалями, которые вяжут в Оренбурге. Был случай, когда французы решили развести оренбургских коз у себя. Для этого они закупили крупную партию животных. Но попав в теплый климат они со временем превратились в обычных и пух потерял свои свойства.

Самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек А когда мастерицы работали они напевали песни. С песней и дело спорится. (4-5 слайды) Надо и веретено крутить и за пухом следить, сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их- скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа. (6слайд)

И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут(7 слайд)

Дети: на спицах.

Физминутка. поиграем в «Ручеек»

После игры дети садятся

Оренбургские пуховые платки бывают трех видов : шаль, паутинка, палантин. (8 слайд)

Рассматривание платков. Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые)

толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальныйпромысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платкииспользуются для повседневной носки.

2. паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкогопрядения и шелка. Не используются для повседневной носки.

Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.

3. палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

-Ребята скажите какие платки на ощупь (мягкие, пушистые, теплые) В платок хочется завернуться и погреться когда на улице холодно

2.2 Добывание (сообщение и приятие)нового знания Ребята пока мы с вами рассматривали процесс изготовления платков наши клубочки в корзинке запутались. Я предлагаю вам их распутать. (игра «разбери клубочки»)

Молодцы, разобрали клубочки! Посмотрите, что я еще нашла в корзинке (кольцо)

2.3 Опытно-экспериментальная часть (практическая работа) самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. Ребята, а что же мы можем сделать с колечком? (ответы детей)

Существует такой миф,что оренбургские платки проходят через кольцо. Давайте и мы с вами это проверим (проводим эксперимент) «Протягивания платка через кольцо».(9 слайд)

Пальчиковая игра:

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрем,

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем.

А теперь платки погладим

Мы погладим утюгом.

А теперь платочки сложим

И в шкаф положим.

3. Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель:Ребята, наша экскурсия в мини –музей пухового платка закончилась. Нам нужно возвращаться в группу. Возьмем корзинку с клубками.

Рефлексия: За клубочком вслед пойдём

Снова в группу мы придем.

Воспитатель: Ребята, что мы с Вами сейчас посетили?

Дети:Мини -музей пухового платка.

Воспитатель:Что мы увидели в мини -музее? Что нового и интересного вы узнали о платке? Что больше всего Вам понравилось и запомнилось?

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Защитникам Кубани посвящается» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема «Защитникам Кубани посвящается» Программные задачи: Познакомить детей с.

Конспект занятия по аппликации «Оренбургский пуховый платок»Конспект занятия по аппликации «Оренбургский пуховый платок» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 69» Конспект занятия в разновозростной группе во время.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень» Цель: Формировать умения различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие речевые навыки. Задачи: - учить выделять признаки.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна» Интеграция ОО :"Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое", "Речевое развитие". Задачи :- продолжать знакомить.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта» Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи» Программное содержание: • сформировать у детей элементарные представления о микробах, об их пользе и вреде; • познакомить детей с профессией.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас» Цель: - Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. - Формировать у детей убеждения,.

Познавательная беседа с детьми шестого года жизни «Народные промыслы Оренбуржья. Оренбургский пуховый платок»Познавательная беседа с детьми шестого года жизни «Народные промыслы Оренбуржья. Оренбургский пуховый платок» Цель беседы:Продолжать знакомить детей с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к различным видам труда,к.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Оренбургский пуховый платок»
Опубликовано: 2 января 2024 в 17:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Оренбургский пуховый платок»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ускова (УИ 705602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД