Ирина Ускова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Оренбургский пуховый платок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе Воспитатель : Ускова Ирина Александровна
Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область. Познание
2. Виды деятельности детей. Игровая,
Познавательная,
Двигательная,
Продуктивная,
Коммуникативная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности. «Оренбургский пуховый платок»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
2. Методы и приемы реализации
содержания занятия Наглядный метод (пособия, картинки, ИКТ)
-Словесный метод (совместная речевая деятельность)
-Игровой метод (игровые ситуации, д/игры)
-Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игровые упражнения, опытно-экспериментальная деятельность)
-Методы стимулирования поведения (поощрение, проблемная игровая ситуация, игровые упражнения, просмотр видео сообщения, решение практической задачи путем организации опытной деятельности)
-Методы организации и осуществления познавательной деятельности (решение проблемной ситуации, беседа, экспериментирование)
3. Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие,
Физическое развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
4. Возрастная группа Старшая группа
5. Цель. Создание условий для ознакомления детей с народным промыслом Оренбуржья – пуховым платком.
6 Задачи Образовательные:
- дать детям представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке;
- расширить знания детей об Оренбургских платках;
Развивающие :
- воспитывать художественный вкус;
- развивать когнитивные процессы;
- расширять словарный запас существительными а также активными прилагательными;
- развивать мелкую моторику детей.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа.
- раскрывать значимость труда в жизни человека, воспитывать позитивные установки к различным видам труда, уважение к труду взрослого.
7. Планируемые результаты - имеют представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке;
- расширили знания детей об оренбургских платках;
развивать когнитивные процессы;
- расширили словарный запас существительными (веретено, чески, а также активными прилагательными;
- развили мелкую моторику детей;
- продолжают воспитывать желание познавать культуру своего народа.
- раскрыли значимость труда в жизни человека, продолжают проявлять уважение к труду взрослого.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Видеоклип с песней «Оренбургский пуховый платок»
-Презентация «Оренбургский пуховый платок»
- Корзина
- колечко
- Цветные нити;
-Пуховые платки 3 шт
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Беседы: «Народные промыслы Оренбуржья»,
- Дидактическая игра «Распутай клубок»
- Просмотр презентации «Оренбургский пуховый платок»;
1. Вводная часть.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Просмотр видеоклипа
Воспитатель:
-Послушайте, какая красивая песня.
-О чем эта песня?
-Как называется область, в которой мы живем? Чем она славится?
Наши Оренбургские поэты написали красивые стихи о нашей природе и об Оренбургских пуховых платках.
Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов. Вряд ли найдется в России человек, который бы никогда не слышал об уникальном рукотворном изделии -оренбургском пуховом платке. Это такое же чудо, как гжельская керамика или вологодское кружево, хохломская роспись или дымковская игрушка
Вязание являлось мужским ремеслом, так как женщины пряли шерсть. Найденные в Египте и сохранившиеся благодаря сухому климату вязаные носки являются самыми ранними экземплярами вязаных предметов дошедшими до наших дней. Первоначально вязали только руками. В Англии в 15 веке оно достигло наибольшего расцвета, особенно в области вязания чулок. Затем вязание «покорило» Францию. Лишь в 17 веке оно пришло в Россию. Вот такой долгий путь был проделан, прежде чем этот вид прикладного искусства привлек внимание наших рукодельниц.
Оренбургская область всегдаславилась вязанием платков из пуха. И по сей день он остается символом и визитной карточкой не только Оренбуржья, Урала, но и по всей России. Да действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья,чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берет паутинку) .От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности удивления, когда берешь в руки Оренбургский ажурный пуховый платок
1.2 Мотивация деятельности детей. Воспитатель:Ребята, а вы хотите ещё больше узнать о оренбургском пуховом платке?
Дети: Да
1.3
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога
Воспитатель: Я предлагаю вам посетить мини –музей пухового платка и узнать весь процесс его изготовления. Ребята, а на чем мы можем туда добраться?
Дети: На автомобили, автобусе и т. д.
Воспитатель:Я предлагаю вам отправиться туда с помощью клубочка. Возьмем с собой корзинку с клубочками.
За клубочком в след пойдем,
И в музей мы попадем.
Вот клубочек и привел нас в музей.
2. Основная часть
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Ребята, а сейчас я приглашаю вас пройти к музею. Вы знаете какой сейчас месяц?.(Ответы детей) Правильно, наступил март.
А в народе говорят: «Пришел марток – надевай семь порток»;» В марте сверху печет, снизу студит.»А когда у нас женщинам холодно, что они накидывают на плечи, чтобы согреться? (Пуховый платок). А у кого дома есть такой платок?
Каким народным промыслом мастерицы - рукодельницы наших сел и города занимаются издавна? (вяжут пуховые платки)
Платок имеет важное символическое значение для оренбургских женщин. Он является оберегом для них. Платок значит «Плата» : женщина получает защиту, находясь под ним.
Острые зубчики –кайма – отметает все плохое, а центральная часть оси символизирует солнце. Просмотр презентации с обсуждением этапов производства платка.
Из чего вяжут платки? (из козьего пуха) Какое животное дает пух для платков? (коза) А еще какую пользу приносит это животное? (дает молоко, мясо) (2-3 слайд)
Козий пух является уникальным. До сих пор нигде в мире не удалось получить изделия, которые бы смогли по своим свойствам сравниться с теми платками и шалями, которые вяжут в Оренбурге. Был случай, когда французы решили развести оренбургских коз у себя. Для этого они закупили крупную партию животных. Но попав в теплый климат они со временем превратились в обычных и пух потерял свои свойства.
Самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек А когда мастерицы работали они напевали песни. С песней и дело спорится. (4-5 слайды) Надо и веретено крутить и за пухом следить, сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их- скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа. (6слайд)
И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут(7 слайд)
Дети: на спицах.
Физминутка. поиграем в «Ручеек»
После игры дети садятся
Оренбургские пуховые платки бывают трех видов : шаль, паутинка, палантин. (8 слайд)
Рассматривание платков. Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые)
толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальныйпромысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платкииспользуются для повседневной носки.
2. паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкогопрядения и шелка. Не используются для повседневной носки.
Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
3. палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
-Ребята скажите какие платки на ощупь (мягкие, пушистые, теплые) В платок хочется завернуться и погреться когда на улице холодно
2.2 Добывание (сообщение и приятие)нового знания Ребята пока мы с вами рассматривали процесс изготовления платков наши клубочки в корзинке запутались. Я предлагаю вам их распутать. (игра «разбери клубочки»)
Молодцы, разобрали клубочки! Посмотрите, что я еще нашла в корзинке (кольцо)
2.3 Опытно-экспериментальная часть (практическая работа) самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. Ребята, а что же мы можем сделать с колечком? (ответы детей)
Существует такой миф,что оренбургские платки проходят через кольцо. Давайте и мы с вами это проверим (проводим эксперимент) «Протягивания платка через кольцо».(9 слайд)
Пальчиковая игра:
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрем,
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем.
А теперь мы все платочки
Так встряхнем, так встряхнем.
А теперь платки погладим
Мы погладим утюгом.
А теперь платочки сложим
И в шкаф положим.
3. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель:Ребята, наша экскурсия в мини –музей пухового платка закончилась. Нам нужно возвращаться в группу. Возьмем корзинку с клубками.
Рефлексия: За клубочком вслед пойдём
Снова в группу мы придем.
Воспитатель: Ребята, что мы с Вами сейчас посетили?
Дети:Мини -музей пухового платка.
Воспитатель:Что мы увидели в мини -музее? Что нового и интересного вы узнали о платке? Что больше всего Вам понравилось и запомнилось?
Дети отвечают на вопросы воспитателя