Ольга Алешкина
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое России на машине времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
по познавательно-речевому развитию в старшей группе
«Путешествие в прошлое России на машине времени»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ № 30 «Гвоздичка»
Алёшкина Ольга Николаевна
г. Брянск
Образовательная область: познавательная
Программное содержание:
-способствовать формированию у детей нравственно-патриотических качеств через знакомство с историей, бытом русского народа;
- развивать речь детей посредством обогащения такими словами, как терем, изба, дворец, картуз, ухват, чугунок, и т. д. ;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Путешествие в прошлое России на машине времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной;
-приобщать к истокам устного народного творчества;
-воспитывать любовь к родной земле и уважение к предкам.
Материалы и оборудование к занятию :
Карта России; макет русской избы; иллюстрации терема, дворца; кукла бибабо в русском народном костюме; предметы русского быта (чугунки, ухват, прялка, рушники, деревянные ложки и др.); макет русской печки; соленое тесто, изюм; магнитная доска; бумажные плоскостные фигуры мальчика и девочки; детали мужского и женского народного костюма, вырезанные из бумаги; булочки с изюмом для угощения детей; аудиозаписи для сопровождения занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, скажите, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Верно, мы с вами живем в России, значит мы…
Дети: Русские.
Воспитатель: Взгляните сюда. Это карта нашей страны. Как вы думаете, наша страна большая? (ответы детей) Россия - большая, красивая страна с богатой историей. Чтобы пересечь её с запада на восток на поезде нам понадобиться 7 дней. История нашей Родины насчитывает тысячи лет.
А вы хотите узнать, как жили люди в старину? Я предлагаю вам отправиться в прошлое, а чтобы попасть туда, нам понадобиться машина времени.
(Дети садятся на стулья, звучит музыка). Ну, что же, отправляемся …А пока мы с вами летим во времени, давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.
Дети:
- Нет земли краше, чем Родина наша.
-Родина-мать, умей за нее постоять.
-Человек без Родины, что соловей без песни.
-Жить - Родине служить.
-Одна у человека мать, одна и Родина.
-Береги землю родимую, как мать любимую.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и прилетели (подходит с детьми к макету избы). Что это за дом?
Дети: Изба.
Воспитатель: Верно, в старину дома на Руси называли избами. А вот это что за здания? (демонстрация иллюстраций терема и дворца)
Дети: Терем и дворец.
Воспитатель: В избах жили простые люди, крестьяне и горожане, а в теремах и дворцах - зажиточные, купцы, бояре, цари. Давайте постучим и войдем.
(воспитатель одевает на руку куклу бибабо в русском сарафане)
Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званные и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге- хозяйке радость.
Для них и место готово
Красному гостю - красное место.
Милости прошу в горницу!
Меня зовут Василиса.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много здесь старинных вещей. Какие из них вам знакомы?
Дети: Чугунок, ухват (если дети затрудняются, воспитатель сам называет предметы старины).
Василиса: Ребятушки, а давайте мы с вами поиграем в одну игру, а называется она «Заря-заряница»
Дети встают в круг и водят хоровод.
Заря-заряница, красная девица,
По небу ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Василиса: Весело с вами играть, да вот только я еще хочу вас спросить: вы знаете, что в избе было самым главным? Отгадайте загадку:
Веселая старуха на одном месте сидит, и из угла в угол не переставить, и из избы не вытащить (Печка).
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит…
И сверчок поет где-то рядышком.
Хорошо с тобой, печка- матушка!
Воспитатель: Для чего нужна печь? Как ласково называли печь?
Дети: Матушка, кормилица, защитница, хранительница.
Воспитатель: А еще в старину говорили : «Не красна изба углами, а красна пирогами». Красна - значит красива. Давайте-ка и мы нашей избе поможем стать еще краше, напечем пирогов.
Дети садятся за столы и делают из соленого теста пирожки, украшают их изюмом. Затем кладут их на противень и воспитатель ставит его в печь, где заранее спрятан такой же противень с готовыми пирожками с изюмом.
Василиса: А пока пироги в печи подходят, вы мне ребятушки, еще одну службу сослужите, помогите детушек моих одеть, в русский костюм нарядить.
Дети на магнитную доску на силуэты девочки и мальчика крепят детали русского костюма, называя их.
Василиса: Ой, спасибо вам, ребята! Помогли мне. Вот и пироги наши подоспели.
Из печи вынимается противень с настоящими пирожками для угощения детей.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, нам пора возвращаться назад, в наше время. Там нас ждут родители, друзья. Дети садятся на «машину времени», под музыку возвращаются.
Рефлексия: Ребята, где вы были, что видели? Что запомнилось больше всего? Какие новые слова узнали?