вера шеина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей комбинированной группе «Путешествие в музей бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
"Путешествие в музей бумаги.»
Программные задачи:
1. Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
2. Закреплять и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека
3. Развивать исследовательские действия, внимание, память, мышление.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей комбинированной группе „Путешествие в музей бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Ход занятия
Организационный момент:
Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
- Поздоровайтесь, ребята
Воспитатель (В.). Ребята, мне кажется, что это не простой цветок. Здесь что-то написано. ( Разворачивает салфетку и читает: «Приходите в гости. Адрес: Музей бумаги».) Ребята, как вы думаете зачем нас туда пригласили?
Ребята, кто знает, что такое музей? (Ответы детей.) Что хранят в музеях (Экспонаты.) Что может стать экспонатом? (Ответы детей.) Кто рассказывает об экспонатах? (Ответы детей. Если не справляются сами, объяснить, что такое экспонаты, рассказать про экскурсовода.)
Ребята, вы согласны пойти в музей? Тогда давайте уточним правила поведения. (Ответы детей.)
Вот и хорошо. Теперь можно отправляться.
Дети заходят в комнату, где собраны экспонаты, изготовленные из бумаги : игрушки, посуда, сделанные способом оригами, нарисованные картинки в картонных рамках, картины, сделанные способом торцевания, игрушки из папье-маше.
В. Ребята, разрешите мне, пожалуйста, побыть сегодня у вас экскурсоводом.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает экспонаты, уточняет, что все они сделаны из бумаги.
Приглашаю вас пройти в первый зал музея, который называется
«История бумаги»(дети садятся и смотрят презентацию «История возникновения бумаги»
(- Гимнастика для глаз.)
В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?
Дети перечисляют бумажные предметы.
В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей). А что
Физкультминутка.
В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
- Рассматривание видов бумаги (альбомная, газетная, цветная, туалетная. и др)
В. Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает бумага? Тогда проходите, пожалуйста, в лабораторию.
В. Тогда я предлагаю вам взять в руки по листочку бумаги и попробовать «скатать» из неё комочки. Что вы можете сказать про бумагу (мнется)
В. Какие свойства бумаги вы знаете?
2 опыт бумагу опустить в воду
Что с ней произошло (Намокает)
3опыт бумагу разрезать ножницами (рвется)
Закомство с копировальной бумагой.
В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)
В. Вы встречался с ней раньше?
В. Как вы думаете, для чего она нужна?
В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
В. Обследуем копировальную бумагу.
В. Какие стороны у бумаги?
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.
В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.
Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Дети: Два.
В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.
В. Сколько рисунков у вас получилось?
В. Как вам удалось это сделать?
В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?
Дети отвечают.
В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.
В. А наша экскурсия в музее бумаги подошла к концу нам пора возвращаться в детский сад
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Где мы с вами были?
- что больше всего вам понравилось в музее?
-Чему вы научились?
-Что вам больше всего запомнилось?
.