Марина Есина
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие к белому медведю»
Цель: Расширять знания детей о жизни и среде обитания белых медведей.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений об особенностях жизни белых медведей на Севере.
3. Развивать связную речь детей, активизировать словарь по теме.
4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
5. Развивать у детей способность наблюдать, делать предположения и выводы.
6. Воспитывать любовь к животным.
Публикация «Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в средней группе „Путешествие к белому медведю“» размещена в разделах
- Белый медведь
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Оборудование: контурные изображения белых и бурых медведей; ком снега, сделанный из синтепона; слайды о жизни белых медведей; видео северного сияния; на каждого ребенка емкость с водой; шприц с вазелином; емкость с соленым тестом, лапы, сделанные из картофеля, бумажные салфетки.
Ход проведения:
В. : - Здравствуйте, ребята! Кто знает, что у меня в руках (глобус) - А, что такое глобус? (Макет земли)
- Сегодня я предлагаю вам совершить одно увлекательное, но очень опасное путешествие. Вы согласны? - Да!
- Мы с вами отправимся в экспедицию на Север в Арктику.
А вы знаете, что такое экспедиция? Давайте с вами вместе разбираться.
Экспедиция - это путешествие со специальной целью, обычно это цель научная.
Ребята, а какую цель мы поставим для нашей экспедиции?
Давайте подумаем? Мы едем на Северный полюс, чтобы:
• посмотреть на жирафов? (живут в Африке)
• поплавать в море?
• узнать про белых медведей?
• изучить свойства песка?
• посмотреть на северное сияние?
Итак, наша цель узнать как можно больше про жизнь белых медведей и посмотреть на северное сияние.
Но вот вопрос : - На чем же мы можем добраться на северный полис. (ответы детей, приходим к выводу, что самый подходящий транспорт это вертолет)
- Садимся в вертолет заводим моторы …полетели…. приземляемся, ребята.
(звучит завывание вьюги)
-Не очень радостно нас встречает север. Слышите, какая пурга. Какими словами можно описать (что делает пурга? воет, метет, завывает, бушует)
Воспитатель: Арктика – это крайний север России – это царство льдов и снегов. Зима в Арктике суровая и снежная. Окружает Арктику Океан, который называется Северно –Ледовитый океан. Температура зимой может достигать до минуса 50 градусов.
Воспитатель: - Лед очень толстый, его толщина равна высоте трехэтажного дома. По Северному Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберг – огромные глыбы льда. Название «Арктика» происходит от греческого слово «Арктос», что в переводе значит «медведь» (имеется в виду созвездие Большая Медведица,
Воспитатель: -Возьмите в руки бинокли, оглядитесь, кого вы увидели (включаю слайды про белого медведя)
- Самый известный обитатель Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищник на Земле. Длина его тела может достигать 3 м, а вес – около 600 кг и даже больше! Ребятки, на вас такие теплые шубы, шапки, валенки, а щеки и носики у вас покраснели. А почему тогда белый медведь не мерзнет? Дети: - У белого медведя теплая шерсть. Воспитатель: - А какая еще у белого медведя шерсть? Воспитатель: - У медведя шерсть густая или редкая? (бросает мяч ребенку) Ребенок: - У медведя шерсть густая. Воспитатель: - У медведя шерсть длинная или короткая? Ребенок: - У медведя шерсть длинная. Воспитатель: - Медведя шерсть белая или бурая? Ребенок: - У медведя шерсть белая. Воспитатель: - Так какая же шерсть у белого медведя? Дети: обобщая, делают вывод: - У медведя длинная, густая, белая шерсть. Цвет меха помогает им сливаться с окружающей средой.
От холода белого медведя спасает не столько мех, сколько толстый слой подкожного жира, который может достигать десяти сантиметров.
-Мишка отличный пловец. Ребята, но мишка такой огромный и тяжелый, почему же он не тонет?
- Гребет медведь передними лапами, а задними рулит.
- Мишка тщательно отряхивается. Для чего он это делает. (ответы детей)
- уши полярного медведя способны слышать звуки даже под толстым слоем льда;
-На лапах находятся плотные подушечки, покрытые шерстью и наростами, которые препятствуют скольжению по льду. Между пальцами имеются перепонки, позволяющие зверю быстро плавать
-Иногда он часами может сидеть в одном месте и подкарауливать добычу, прежде чем обнаружить себя и начать преследование
Рождаются медвежата слепыми и глухими. Первый месяц они беззащитны, и лишь спустя 30 дней открывают глаза. Новорожденные медвежата весят в среднем 600 гр, а их размер не превышает 35 см.
Воспитатель: Мы много узнали про белого медведя, замерзли, пройдемте теперь в лабораторию и попробуем подтвердить некоторые факты про медведя научным путем.
Опыт 1: «Медведя не видно на снегу»
У ребят на столах лежат силуэты бурого и белого медведя, лист белой бумаги. Опытным путем выясняем почему медведя не видно на снегу, что окрас его зависит от среды обитания и что это помогает ему добывать себе пищу.
Опыт 2: «Почему медведь не проваливается в снегу»
Берем соленое тесто (это снег) и пробуем «походить» по нему узкой лапой (палочка из под ролл). Она проваливается. Далее берем широкую лапу (палочка с насаженной лапкой, вырезанной из картофеля) .Лапа не проваливается и очень удобно шагать. Вывод: широкие лапы помогают медведю ходить по снегу.
Опыт 3: «Лапы-ласты»
На столах пластмассовые вилки и ложки, емкость с водой. Проводим эксперимент сначала гребем вилками, затем ложками. В ходе эксперимента выясняли :грести вилками неудобно. вода проходит сквозь зубчики. Грести ложками удобней, они похожи на ласты.
- Так почему же белый медведь быстро плавает? Дети: делают вывод: - У белого медведя на лапах перепонки. - Его лапы похожи на ласты. Поэтому медведь быстро плавает.
Опыт 4: «Жир легкий»
-Мишка такой огромный и тяжелый, почему же он не тонет?
На столах шприцы с закаченным вазелином. Дети выдавливают жир в воду и
делают вывод: - Жир не тонет. Он легкий и это помогает медведю держаться в воде.
-А еще жир согревает медведя.
Воспитатель: - Посмотрите, мишка вышел из воды (картина, отряхнулся. Да он почти сухой. Почему? - Это мы сейчас узнаем.
Опыт 5: «Чудо шерсть»
Опустите руку в воду и выньте ее. Какая она? (мокрая) 2. А теперь вытрите руку и нанесите на неё вазелин. Опустите руку в воду. Выньте руку. Что происходит с капельками? (они стекают). Стряхните руку. Она остается какой? (сухой). Воспитатель: - Так почему же медведь выходит сухим из воды? Дети: обобщая опыт, делают вывод: - Шерсть медведя пропитана жиром. Она не промокает.
Заключительная часть: Играем в снежок. Воспитатель: - Что новое и интересное вы узнали о белом медведе? (ответы детей)
Воспитатель: - А теперь, ребята давайте полюбуемся северным сиянием. (Включаю видео запись северного сияния)
Воспитатель: - Пришла пора нам возвращаться домой. Возвращаемся домой.
Воспитатель: - Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии. (ответы детей)
Воспитатель: - Ну раз вам очень понравилось северное сияние. Предлагаю вам еще раз на него посмотреть.
Опыт с разноцветным драже и водой.