Ирина Брыкова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по познавательно- исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе на тему :
«Звук. Как передаются звуки на расстояние».
Воспитатель Брыкова
Ирина Дмитриевна
Липецк, 2022г.
Программные задачи:
- дать понятие о причине возникновения эха,
- познакомить детей с особенностями передачи звуков на расстояние,
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему „Звук“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- развивать интерес к опытнической деятельности,
- учить устанавливать причинно-следственные связи,
- воспитывать чувство коллективизма,
- формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
Методы и приё мы:
- загадывание загадки,
- демострация опытов,
- просмотр мультфильма.
- практические действия детей,
- вопросы к детям,
- прослушивание аудиозапись.
Оборудование: миска, затянутая плёнкой, рис, крышка от кастрюли, металлическая ложка, металлическое ведро, резинки канцелярские, стаканчики бумажные, шпажки деревянные, тазик с водой, камешки.
Ход.
- Дети, попробуйте отгадать русскую народную загадку:
- «Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит». (Эхо)
- Верно, это- эхо.
- Где можно услышать эхо?
(В горах, в лесу, в пустой комнате, в арке, в трубе)
- Дети, хотите услышать эхо?
- Хорошо, тогда пройдемте в нашу лабораторию.
(Дети проходят к столу для проведения опыта)
Нам понадобится простое ведро. Оно пустое. Кто хочет услышать своё эхо, должен крикнуть в него.
(Дети по желанию кричат в ведро, «делают» эхо).
- Что же такое эхо? Как оно получилось в ведре?
(Ответы детей)
- Эхо -это звук. Ваш голос отталкивался от стенок ведра, получилось эхо. Эхо мы слышим, когда наш голос отражается от стены или любого другого твердого объекта.
- Ребята, давайте посмотрим мультфильм. (Предлагаю детям занять места на стульчиках, показываю мультфильм «Что такое эхо»)
- А что же такое звук?
(Предположения детей)
- Каждый звук, который мы слышим, произведён колебанием или очень быстрым движением вперед и назад. Что нужно сделать, чтобы услышать звук какого-либо предмета?
(Нужно заставить предмет вибрировать).
- Проведём эксперимент со шпажками. (Приглашаю детей пройти к столу. Показываю способ извлечения звука от колебания концов шпажек. Дети проделывают опыт сот шпажками).
- Звуковые волны от шпажек расходятся во всех направлениях. Мы их слышим везде. Звуковые волны расходятся также при разговоре.
(Обращаю внимание детей на экран с картинкой «Передача звуковых волн»).
- А мы можем в реальности увидеть звуковые волны?
(Ответы детей).
- Дети, звуковые волны не видны человеческому глазу, но они заставляют предметы вибрировать, колебаться. Но мы можем увидеть действие звуковых волн. Я сделала барабан и положила на него рис. Наблюдайте внимательно за рисом. Когда я сильно ударяю ложкой по крышке кастрюли рядом с барабаном, то получается звуковая волна. (Проделываю опыт «Действие звуковых волн»)
- Посмотрите, что случится с рисом?
(Ответ детей)
- Правильно, рис стал подскакивать.
- Почему?
- (Ответы)
- От моего сильного стука образовался сильный звук. Пошла сильная звуковая волна, она достигла пленки. Пленка стала вибрировать и заставила рис подпрыгивать на барабане. Значит, мы с вами увидели не саму звуковую волну, а действие волны.
(Провожу физкультурную паузу).
- Ребята, как вы думаете, звуки одинаковы по громкости?
(Ответы детей)
- Следите за моими действиями. (Произвожу удары рукой по столу с разной силой).
- Как можно усилить звук предметов?
- Проведём эксперимент. (Дети проходят за столы).
- Возьмите резинку, натяните её на пальчики. Заставьте резинку вибрировать.
(Дети производят действие с резинкой).
- Какой вы слышите звук?
(Тихий)
- Как нам усилить звук?
(Ответ)
- Давайте попробуем на стаканчик натянуть резинку. Подергайте теперь резинку, заставьте её вибрировать.
(Дети проводят опыт на усиление звука).
- Какой мы слышим звук? (Сильный)
- Почему звук усилился?
- (Потому, что стенки стаканчика тоже начинают вибрировать).
Звуки передаются в виде звуковых волн по воздуху, через жидкости и даже сквозь твёрдые тела, газы.
(Предлагаю взять детям по камешку и бросить их в тазик с водой. Опытным путём дети выясняют, что вода передаёт звук).
- Ребята, а вы знаете, как ученые узнали, что звуки передаются в воде?
Учёные наблюдали за китами и заметили, что киты поют друг другу и слышат друг друга на расстоянии 100 км.
- Давайте послушаем их пение. (Включаю звук пения китов на расстоянии).
(Рефлексия)