Степаненко Мария Анатольевна
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Юные исследователи» для детей средней группы
▼ Скачать
Конспект занятия для старшей группы на тему «Юные исследователи»
Цель: Закрепление знаний у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха.
Задачи:
1. Образовательная
Закреплять представление у детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения;
2. Развивающая
Публикация «Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности „Юные исследователи“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Способствовать развитию памяти, мышления, речи, познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
3. Воспитательная
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование
Демонстрационный материал: коробочка с апельсином, долька чеснока, синий и зелёный шарик.
Раздаточный материал: воздушные шары, полоски бумаги, вертушка, кораблик с парусом, ёмкость с холодной и горячей водой, трубочки, пакеты, мяч, пластмассовая бутылка, синий и зелёный шарик по количеству детей.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети сидят за столами.
2. Игровой приём.
Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Вы хотите побывать в роли исследователей?
Дети: Да!
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого.
3. Актуализация опорных знаний.
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе? Какие свойства имеет воздух?
Дети: Воздух бесцветен, не имеет запаха. При нагревании расширяется.
4. Формирование новых знаний.
Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.
Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.
Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
5. Закрепление полученных знаний.
Воспитатель: Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто, где будет работать и займите свои места (дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом).
Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)
Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)
Воспитатель: Слушаю вас.
Ребё нок: Воздух невидим, но его можно обнаружить:
- надуть воздушный шарик (показ)
- подуть на полоску бумаги (показ)
-подуть на парус кораблика (сильно или слабо)
Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам! (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.
Ребё нок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать!
- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ, посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.
Воспитатель: Откуда он взялся?
Ребё нок: Он находился внутри нас!
Ребё нок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)
Ребё нок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Как?
Ребё нок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ).
Воспитатель: Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).
Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать?
Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её.
Воспитатель: Докажите.
Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.
Воспитатель: Она сухая, а почему?
Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.
Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?
Воспитатель: Шарик надулся, а почему?
Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?
Воспитатель: Шарик сдулся, почему?
Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.
Воспитатель: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?
Воспитатель: Нет.
Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?
Воспитатель: Апельсином.
Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?
Воспитатель: Чесноком.
Дети: Запах передаётся по воздуху.
Воспитатель: Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.
6. Рефлексия
Воспитатель: А теперь вам нужно оценить себя. У вас на столе лежит зелёный и синий шарик. Поднимите, зелёный шарик кто внимательно слушал воспитателя, активно работал в команде, отвечал на вопросы, не отвлекался, не отвлекал других ребят.
Поднимите, синий шарик кто не слушал воспитателя, не мог договориться с ребятами в команде, не выполнял задания, отвлекался сам и отвлекал других ребят.
7. Итог занятия
Воспитатель:
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь» и вручить медали.