Гайнуллина Галина Вячеславовна
«Путешествие в страну знаний». Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :• Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
• Совершенствовать умения детей при делении слов на слоги, нахождение места звуков в слове.
• Научится составлять предложение из двух-трех слов, определять количество и последовательность слов в предложении.
• Развивать фонематический слух, внимание, мышление и речь детей.
• Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, повторение стихотворений по опорным схемам, разучивание стихотворения к пальчиковой гимнастике, физкультминутке.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приё мы: словесный, игровой, практический.
Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.
Материалы к занятию :
• Звукозапись «четыре шага».
• Опорные схемы.
• Картинки (Мальчик рисует. Девочка читает книгу.)
• Игрушки (мяч, кукла, машина, кубик,
• Схема предложений.
Раздаточный материал:
• На каждого ребенка: счетные палочки, задания.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?
Дети: хорошее, радостное, веселое…
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо. Давайте его прочитаем
"Здравствуйте дорогие ребята! Я Королева Знаний! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы получите сюрприз. Вы готовы к путешествию? (Да). Тогда удачи.
Воспитатель:
-Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, скажите ребята, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).
Воспитатель: Какие звуки называются гласными?
Дети: Гласные звуки произносятся с голосом. Звуки, которые произносятся с голосом и не встречают во рту преград, называются гласными.
-Каким цветом обозначаются гласные звуки?
Воспитатель: Правильно, гласные звуки, обозначаются красным цветом.
-Какие звуки называются согласными? (ответы детей)
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
-Какие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом (мягкие согласные, синим (твердые согласные?
-Молодцы ребята.
Задание 1
Воспитатель: Ребята, здесь задание, задание у вас на столах. Но прежде чем выполнить задание, давайте потренируем наши пальчики.
Проводится «Пальчиковая гимнастика»
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Задание называется «Кто внимательный».
У вас на столе лежат буквы. Нужно обвести лишнею букву. Посмотрите внимательно, какая буква лишняя. Почему? (потому что, буква согласная, а все остальные буквы гласные).
– Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
Задание №2
«Поделите слова на слоги»
(на слайде картинки: кукла, мяч, кубик, машина,, юла, дети при помощи хлопков делят слова на слоги).
Воспитатель каждый раз спрашивает, сколько слогов в каждом слове.
Сколько слогов в слове «Кукла»(2).
Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).
1. Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1)
2. Сколько в слове «машина» слогов(3, сколько гласных звуков? (тоже 3)
3. Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
4. Кубик 2 слога (сколько гласных звуков? ,
Воспитатель: - Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Воспитатель: - Правильно, игрушки
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Задание №3. «Определи звук в слове».
- Слушаем следующее задание. Послушайте внимательно слова: мама, мяч, мыло, сумка, ком, машина
- Какой одинаковый звук слышится во всех словах? (звук М).
А теперь послушайте внимательно, где вы слышите звук М в слове мяч (в начале).
- Слушаем дальше (сумка). Где слышится звук м? (в середине)
- Послушайте внимательно следующее слово (ком).
Где мы слышим звук М? (в конце).
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! А сейчас давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
«Физкультминутка (Четыре шага)»
Задание 4
У Королева Знаний просит вас составить предложения по картинкам.
Воспитатель -А что же такое предложение? (предложение - это несколько слов).
Предложения бывают короткие и длинные.
- А теперь ребята давайте с вами попробуем придумать короткое предложение из двух слов по этой картинке
- Это кто (мальчик)
- Мальчик что делает? (Мальчик рисует). У нас получилось предложение.
– Стеша составит схему на доске. сколько слов в этом предложении? (два слова). Назови первое слово (мальчик). (рисует)
- А сейчас давайте попробуем с вами придумать предложение из трех слов по этой картинке.
- Это кто (девочка)
- Девочка что делает? (Девочка читает книгу)
–Аделя сколько слов в этом предложении? (три слова).
- Назови первое слово (девочка).
- Марсель назови второе слово (читает).
- Камал назови третье слово (книгу).
-- А сейчас составьте схему предложения из счетных палочек.
- Скажите ребята, что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).
- Что ставим, в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
А сейчас составьте схему предложения из счетных палочек.
1. Девочка играет. 2. Мышка любит сыр.
3. Я иду гулять. 4. Маша мыла куклу.
- Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились!
Задание 5: «Выложи букву»
Воспитатель: - Я сейчас буду называть слова, а вы выкладывайте только первую букву каждого слова.
Солнце Абрикос Носорог Комар Индюк
Воспитатель: Ребята, а теперь прочитайте, что – же у нас получилось!
Дети: Санки.
Воспитатель: - Верно! Ну что ж, ребята, вы очень хорошо работаете.
У нас осталось одно заданий,и мы найдем клад
Задание №6
«Назови признаки» в стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
Гвоздь из железа. Железный гвоздь.
Доска из дерева. Деревянная доска.
Ножницы из металла. Металлические ножницы.
Сапоги из резины. Резиновые сапоги.
Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.
Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.
Горшок из глины. Глиняный горшок.
Стакан из стекла. Стеклянный стакан.
Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.
Задание №7Маша достань мячик с цифрой 6.
«Звуковой анализ слов»
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами будем делать звуковой – анализ слова. (У доски выполняет 1 ребенок. Индивидуальная работа со схемами звукового анализа слова за столами.)
Итог занятия.
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята вам понравилось наше путешествие в Страну знаний?
-Что больше всего вам понравилось?
- Какие задания были самые сложные?
- Какие звуки мы вспомнили?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Что вызвало трудности?
«Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями на пять.
И от Королевы знаний вам шоколадные медальки.