Виктория Ведутенко
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Р] и буква «Р» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Изученные буквы : а, у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, и, з, л, э, и, ш
Задачи:
общеобразовательные:
1. Закреплять звук «р», «р’». Познакомить со строчной и прописной буквой Р р.
2. Учить читать прямые открытые слоги, прямые слоги со стечением согласных.
3. Закреплять умение читать текст.
коррекционно-развивающие:
1. учить определять место звука «р», «р’» в словах: ракета, самовар, парта, репа.
2. закреплять умение составлять схему слова (роза, шар)
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Звук [Р] и буква „Р“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Оборудование: наборное полотно, касса букв, предметные картинки, индивидуаль-ные зеркала, 2 корзинки зеленого и синего цветов, муляжи овощей и фруктов (огу-рец, репа, редис, мандарин, помидор, морковь, груша, гранат, конверты с буквами и слогами, разрезная буква Р, «забавная азбука», «улица с домиками», звездное небо, звездочки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Звенит урок, начинается урок.
- Сядьте правильно. Красиво сидит Миша, Дима.
- Ребята, какой сейчас будет урок?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Посмотрите за окно. Какая сегодня погода?
II. Артикуляционная гимнастика
- Будем выполнять гимнастику для язычка, чтобы подготовить его к работе.
- Приготовьте зеркало. Я называю упражнение, а вы выполняете.
- Упражнение «Заборчик»
- Упражнение «Улыбочка – трубочка»
- Упражнение «Вкусное варенье». Язык должен быть широким, боковые края его должны касаться уголков рта.
- Теперь потренируем язычок «Индюк» (как индюк болбочет).
- Упражнение «Барабанщики».
- Молодцы. Теперь мы готовы к работе со звуками и буквами. Мы успешно выпол-нили задание и получаем звездочку, которая будет украшать наше небо.
III. Повторение изученных букв и слогов
1. Повторение букв
- Будем повторять буквы, которые уже знаем.
- Проведем «Диктант» : покажите букву а, у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, и, з, л, э, и, ш
- Назовите согласные.
- Почему они согласные?
- Назовите гласные.
- Почему они гласные?
- Достаньте из конвертов 3 согласные буквы и 2 гласные.
- Буквы отправились в плаванье, на корабле с розовым флагом поплывут звонкие согласные, а с желтым флагом – глухие согласные. Помогите буквам сесть на нуж-ный корабль (т, к, п, м, ш)
2. Повторение слогов
- Теперь будем читать слоги
- Прочитаем слоги в таблице
а о у и
з за зо зу зи
л ла ло лу ли
ш ша шо шу ши
- Будем составлять слова из слогов. Достаньте конверты, в них лежат разные слоги. Посмотрите внимательно и попробуйте составить из них как можно больше слов. (на доске картинки, у детей слоги для составления слов: шап-ка, за-мок, ли-мон)
- Проверим. Читаем по одному. У кого есть такое слово, поднимите руку (затем слово читают хором все дети, у кого оно есть)
- Молодцы! Вы справились с этим заданием, и получаете следующую звездочку.
III. Знакомство с новым звуком и его закрепление
1) Выделение нового звука
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Чтобы узнать какой это звук, надо от-гадать загадку.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. Ответ: Ракета
- Как вы догадались, что это ракета?
- Разделите слово на слоги.
- Сколько слогов в слове?
- Назовите только первый слог. Теперь второй.
- Произнесем все вместе первый слог: ра, а теперь так: РРРа. Какой первый звук в слове ра?
- [р] – это наш новый звук.
2) Артикуляция и характеристика звука [р]
- Давайте вспомним как произноситься звук [р].
- Возьмите зеркала. Произнесите звук [р].
- Посмотрите, зубы у нас разомкнуты. Широкий кончик языка поднят вверх к бу-горкам за зубами, спинка языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
- Произнесите звук [р] еще раз и скажите, встречает ли струя воздуха препятствие? (да)
- Значит это какой звук : гласный или согласный (согласный)
- Положите ладонь на горлышко, послушайте, работает ли голосовой моторчик?
- Значит [р] – это какой это звук? (звонкий)
- Кто хочет рассказать о новом звуке [р]?
- Мы с вами произносили только твердый звук [р]. Давайте произнесем слоги с твердым звуком [р]. Повторяйте хором за мной: ра, ро, ру, ры.
- Теперь произнесем мягкий звук [р’].
- Повторяйте за мной слоги: ри, ре.
- Назовите твердый и мягкий звук парой ([р], [р’]).
2) Упражнение на звукоподражание
- Дети, а на что похожи звуки [р], [р’]?
- Как работает машина? (рррррр,
- Как рычит собака (ррррррр)
4) Упражнения на различение звука в словах
- Будем учиться слушать звуки [р], [р’] в словах.
- Поиграем в игру «Самый внимательный». Я показываю картинки. Если в слове есть звук [р], хлопайте в ладоши (зонт, зебра, кепка, рыба, ворона)
- Какой звук вы услышали? Какой это звук (согласный). Почему он согласный?
- У меня есть 2 корзинки с овощами и фруктами (огурец, репа, мандарин, помидор, груша)
- Давайте разложим их правильно: в синюю корзину будем складывать фрукты и овощи в которых звук [р] твердый, а в зеленую корзинку фрукты и вощи с мягким звуком [р’].
- Выходим к доске по одному. Остальные следят, если согласны, дружно хлопайте в ладоши.
- А сейчас будем учиться определять место звука в слове. Поиграем в игру «Где живет звук?». На доске – улица с домиками. Покажите, где начало улицы. Где ее середина? Где конец? (дети показывают домики слева направо). Если звук находит-ся в начале слова, он живет в начале улицы. Я называю слово, а вы показываете, где живет звук «р», «р’». Например, в слове ракета звук «р» находится в начале слова. Он согласный, твердый, звонкий.
- Выходим к доске по одному. Остальные проверяют.
- Посмотрите на картинку. Что это? Самовар, так раньше назывался предмет в кото-рой кипятили воду на чай Где находится звук «р» в слове самовар? Сша, иди к дос-ке и покажи в каком домике будет жить этот звук? Этот вук находится в конце сло-ва, он согласный, твердый, звонкий. (аналогично со словами парта, репа)
- Молодцы ребята. Получите еще одну звездочку
V. Знакомство с буквой и ее закрепление
1) Знакомство с буквой
- А сейчас узнаем новую букву. Звуки [р] и [р’] можно записать буквой Р.
- Это большая буква Р, где пишут большую букву? (В начале предложения и в име-нах людей)- Это маленькая буква р.
2) Закрепление буквы
- Сейчас будем упражняться узнавать букву р и запоминать ее.
- Посмотрите, из каких элементов состоит наша буква р, - один полукруг, и палочка (на доске располагается разборная буква, таким образом, чтобы элементы находи-лись недалеко друг от друга, сохраняя общий образ буквы).
- Достаньте из конверта элементы. Сложите буквы р. Говорите: р-р-р
- Итак, какую букву сложили?
- Найдите в конвертах большую и маленькую букву р.
-Возьмите в руку карандаш и обведите букву по контуру. Какая буква у вас полу-чилась?
- А сейчас поиграем в игру «Забавная азбука», наши буквы превратились в разные предметы. Найдите среди них букву р.
- Где живет буква р в нашей классной азбуке? Саша, иди поставь ее в свой домик.
- Возьмите свои разрезные азбуки. Найдите домик для буквы р. Положите ее на ме-сто.
- Молодцы, ребята. Еще одна звездочка засияла на нашем небе.
VII. Чтение слогов с новой буквой
- Будем учиться читать слоги с новой буквой р.
- Послушайте первый слог: ра
- Какой звук первый? Какой второй?
- Составьте слог на партах, Катя составит его на доске.
- Катя, проговаривай: составляю слог ра, первый звук «р» согласный, твердый -, звонкий. второй «а», он гласный. Буква а командует согласному читаться твердо ра.
- Проверьте. Прочитаем слог хором.
- Сейчас составим слог ро. Какую букву надо заменить в слоге ра, чтобы получился слог ро? Составьте слог на партах, у доски это задание выполнит Наташа (ребенок комментирует).
- Составим слог ри. Какой звук первый? Первый звук «р’», он согласный, мягкий, звонкий. Какой второй? Второй звук «и». Буква и командует согласному читаться мягко ри. Составьте слог ри на партах.
- Теперь сами составьте слоги ру и ры.
- Прочитаем слоги на доске хором (более слабым ученикам предлагаем прочитать их по одному).
- Составим новый слог кра. Какую букву надо прибавить к слогу ра, чтобы полу-чился слог кра? Прочитайте хором кра. Какой первый звук? Какой второй? Какой третий?
- Что нужно изменить в слоге кра, чтобы получился слог кар (более сильному уче-нику предлагаю выполнить задание на доске, остальные выполняют на партах). Прочитайте все вместе кар. Какой первый звук? Какой второй? Какой третий?
- Уберите буквы в кассу.
VIII. Чтение слов с новой буквой
- Будем учиться читать слова.
- Посмотрите на картинку. Что это? (розы)
- Разделите слово на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Какой второй?
- Произнесите хором первый слог. Составьте на партах. На доске будет составлять Арина.
- Произнесите второй слог в слове розы.
- Скажем хором, дружно.
- Составьте слово розы на партах, а у доски его составит Оля.
- Составим схему. Какой звук в слове розы первый? Он какой? (согласный, твер-дый). Как мы обозначаем твердый согласный? (синим квадратиком). Второй звук «о», он гласный, обозначаем красным треугольником. У доски составит схему сло-ва розы Валя, остальные проверяют.
- Составьте схему слово шар самостоятельно (учитель ходит по рядам, помогает слабым детям).
- Посмотрите на картинку, что делает мальчик? (красит) В слове красит, какой первый слог? В слоге кра какой первый звук, какой второй, третий? Этот слог у доски составит Маша. Остальные составляют его на партах. Какой второй? В слоге сит какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий. Этот слог на доске соста-вит Лена. Прочитайте хором это слово.
- Посмотрите на картинку? Что это? (краски). Сколько слогов в этом слове? Назови-те первый слог - кра. Какой первый звук? Назовите второй звук? Какой третий звук? Этот слог составит у доски Андрей, остальные на партах. Назовите второй слог – ски. Этот слог у доски составит Андрей., остальные на партах. Какой первый звук? Назовите второй звук, третий звук. Какое слово получилось. Прочитайте хо-ром. Теперь по одному (2-3 ребенка).
- Посмотрите на картинку. Что это? (шар). Послушайте, как я скажу: шар красив. Сколько слогов в слове красив. Какой первый слог – кра. Этот слог вы уже знаете, составьте его самостоятельно. А у доски его составит Оксана. К доске пойдет Ми-ша, составь слог сив, остальные на партах. Прочитайте слово хором. Теперь по од-ному (2-3 ребенка). О ком или о чем можно сказать, что он красив?
- Послушайте, как я скажу: роза красива. Сколько слогов в слове красива? Какой первый слог? Какой второй слог? Какой третий слог? Какую букву нужно добавить к слову красив, чтобы получилось слово красива? Саша, пойдет к доске, добавь букву а, остальные на партах. Прочитайте слово хором. Теперь по одному (2-3 ре-бенка). О ком или о чем можно сказать, что она красива?
- Послушайте как я скажу: шар нарисован. Сколько слогов в слове нарисован? Назовите первый слог – на. Этот слог мы хорошо знаем, составьте его сами. К дос-ке пойдет Максим, составь слог на. Назовите второй слог - ри. Сколько звуков в этом слоге? У доски этот слог составит Оля, остальные на партах. - Составляю слог ри. В этом слоге два звука первый звук «р’» - он согласный, мягкий, звонкий, вто-рой – «и», он гласный. Буква и командует согласному читаться мягко ри. Назовите третий слог – со. Этот слог мы хорошо знаем, составьте его сами. К доске пойдет Максим, составь слог со, остальные на партах. Назовите четвертый слог – ван. К доске пойдет Миша, составь слог ван, остальные на партах. Прочитайте слово хо-ром. Теперь по одному (2-3 ребенка). О ком или о чем можно сказать, что он нари-сован?
- Послушайте, как я скажу: роза нарисована. Сколько слогов в слове нарисована? Какую букву нужно добавить к слову нарисован, чтобы получилось слово нарисо-вана? Наташа, пойдет к доске, добавь букву а, остальные на партах. Прочитайте слово хором. Теперь по одному (2-3 ребенка). О ком или о чем можно сказать, что она нарисована?
- Прочитайте слова, которые составили (сильные ученики по одному слову, хором слабые)
IX. Чтение по букварю
- Будем читать букварь.
1) Повторение характеристики звука
- Откройте букварь по закладке. Найдите новую букву.
- Звук р гласный или согласный? (Это согласный звук).
- Какой он глухой или звонкий? (Звонкий)
- Почему звонкий? (Работает голосовой моторчик)
- Кто назовет в паре твердый и мягкий согласный? (ра, ри)
2) Чтение и разбор рассказа
- Поставьте пальчик на начало текста. Прочитайте про себя. Вика прочитает вслух.
- Прочитайте рассказ сами.
- Итак, о ком этот рассказ?
- Будем учиться хорошо читать этот рассказ.
Рассказ читается по цепочке, по одному предложению.
- Что идет у ребят? (урок)
- Что у Марины и Иры? (краски)
- Посмотрите на картинку, что висит на стене? (картины)
- Что нарисовано у Иры? (роза)
- Что говорится о розе? Она (красива).
- Что нарисовала Тамара? (шар). Посмотрите на картинку, где ее рисунок? Что го-ворится о шаре? Он (красив).
- Как можно озаглавить этот рассказ?
4) Выборочное чтение
- Сейчас посмотрим, как внимательно вы читали рассказ
- Найдите и прочитайте предложение о том, что нарисовано у Иры?
- Найдите и прочитайте предложение о розе
- Прочитайте, что нарисовано у Тамары.
- Найдите и прочитайте предложение о шаре.
5) Чтение по эстафете
- Сейчас будем читать по эстафете. Я буду останавливать, и называть имя следую-щего. Следите внимательно. Начнет читать рассказ Маша.
- На вашем звездном небе появилась еще одна звездочка.
X. Итог урока
- Закройте букварь. Сядьте правильно.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Назовите парой твердый и мягкий звуки.
- Расскажите об этом звуке все, что знаете.
- Назовите слова со звуком [р]
- Посмотрите, какое звездное небо у нас получилось. А вы знаете, что каждая звез-да имеет свое название? Но об этом я расскажу вам на следующем уроке, уроке по окружащему миру. - Занятие окончено.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е из-дание, стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000
12. Жукова Н. С. Букварь : учебное пособие. М. : Издательство «Эксмо», 2009
3. Обучение дошкольников грамоте : Методическое пособие/Л. Е. Журовой, Н. С. Варенцова, Н. в. Дурова, Л. Н. Невская/Под ред. Н. В. Дуровой. - М. : Школьная пресса, 2004
4. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Василье-вой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -3-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2005