Марьям Хадеровна Слепова
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Злое истребление»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Злое истребление» для детей старшей группе
Цели: Развивать у детей представление об истории русского народа. Прививать чувства патриотизма. «Познание», «Коммуникация»,«Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»
Программное содержание:
1. Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже.
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию „Злое истребление“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
2. Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, использование их в речи.
3. Познакомить детей со старинным оружием.
4. Обогащать и активизировать словарь детей (монголо-татары, град Китеж, кокошник, кепка, лапти).
5. Воспитывать культуру поведения.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской и монголо-татарской народной одежды, оружие воинов; рассматривание одежды и оружия на картинках.
Ход занятия : Стих про Русь
Сказал Иван сестрё нке Даше:
- России нет милей и краше,
И нет земли для нас родней,
Я расскажу тебе о ней.
В те времена, что раньше были,
Всё так же в небе тучи плыли,
Где мы живём, в те времена
У рек селились племена.
Где было много птиц и зверя
Вели охоту чудь и меря,
Словене, кривичи и весь
На этих землях жили здесь.
Всё это были предки наши,
- Сказал Иван сестрёнке Даше,
Я теми предками горжусь
Кто укреплял и славил Русь.
Таких людей немало было,
В них дух веков, в них наша сила,
Их мысли в жизнь воплощены,
В делах - история страны.
Мелькали быстро дни столетий,
Прошёл и первый век, и третий,
Впадая в древние века,
Бежала времени река.
Тогда славяне жили плохо,
Не знали истинного Бога,
Взывая к статуям в те дни,
Молились идолам они.
Раздоры с каждым поколеньем
Распространялись по селеньям,
Конфликт с годами нарастал,
Но вот девятый век настал.
Все племена славян при встрече
В колокола созвали вече,
Решили так: - В селеньях пусть
Помирят нас варяги – Русь.
Дивясь их мудрости и силе,
Трё х братьев править пригласили:
- Мы будем вам покорны впредь,
Идите княжить и владеть!
Князья свой род не забывали,
Дружины «Русью» называли,
И в сих краях свой род хваля,
Так стала зваться и земля.
Во всём погода виновата,
Недолго прожили два брата,
А третий – Рюрик – долго жил,
И новой Русью дорожил.
Его сынишку звали Игорь,
Был княжич мал, но смел, как тигр,
А как отбить врага набег
Учил отец и князь Олег.
Они друзьями были с детства,
В хоромах жили по соседству,
Олег – в преданьях старины,
Был братом Рюрика жены.
Спала спокойно вся округа,
Когда позвал князь Рюрик друга,
Его послушать обязал
И перед смертью так сказал:
- Мой друг, продолжи наше дело,
Судьбу племён решай умело,
Но если к нам придут враги
Их бей, а сына береги.
Сплотил Олег по просьбе друга
Народы севера и юга,
Их быт и нравы сохранил
И племена объединил.
В народе князя звали Вещим,
И мы Олегу рукоплещем,
Князь совершил в Царьград поход
И для купцов добился льгот.
Он за величие России
Сразился с войском Византии,
И в честь побед у греков там
Прибил свой щит к их воротам.
Он Русь любил с её народом,
И прославляя год за годом,
Великим князем стал для всех
Приемник Рюрика – Олег.
Монгольская армия
Военно-административная структура Орды строилась по принципу формирования войска, сохраняя родовые связи. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи. Десять тысяч воинов составляли тумен или тьму. Все мужское население, а при необходимости и часть женского, представляло собой войско, состоящее из хорошо подготовленных конных воинов, с высоким уровнем дисциплины воин имел в подразделениях, которая поддерживалась круговой порукой: если один из воинов проявлял трусость, убивали весь десяток, к которому он принадлежал.
Для своего времени монголы были прекрасно вооружены. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, аркан, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами, что защищало её от стрел и оружия противника. Голову монгольского воина закрывал железный или медный шлем, а шею и грудь - панцирь из кожи.
Как и другие народы, проходя стадию становления государства, монголы отличались силой и монолитностью. Отсюда заинтересованность в расширение пастбищ и в организации грабительских походов на соседние земледельческие народы, которые находились на значительно более высоком уровне развития, хотя и переживали период раздробленности. Это значительно облегчало осуществление завоевательных планов монголо-татар.
Мужской костюм
Простые люди носили рубаху с узкими рукавами, удлиненный распашной кафтан с поясом и широкими, ниже локтя рукавами и холщовые штаны. Надевали иногда шелковые или домотканые халаты.
Знатные люди одевались в длинные распашные кафтаны с длинными рукавами и воротником, которые до талии застегивались большими круглыми пуговицами.
Женский костюм
Женщины, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны. Рубаха украшалась вышивкой или аппликацией и стягивалась на талии поясом. Монголки носили шелковые халаты с рукавами и накидки.
На женщине: верхняя одежда с длинными рукавами и нагрудником, украшенным кожаной аппликацией.
На мужчине: кафтан с аппликацией из горностая и кожи, шапка с наушниками и назатыльником.
Прически и головные уборы
Мужчины либо полностью сбривали волосы, либо оставляли отдельные пряди, которые висели свободно или заплетались в косы.
Простолюдины носили шапки в виде войлочной ермолки, на которых были ремешки, обрамляющие лицо. Знать надевала высокие меховые шапки, остроконечные или круглые с плоским верхом.
Налобные повязки женщин имели твердую переднюю часть, украшенную вышивкой и бисером. Кроме того, у них были летние и зимние шапки цилиндрической формы, сверху которых накидывали платки или шали, а для праздников — нарядные колпаки.
Обувь
Монголо-татары обувались в мягкие кожаные сапоги и кожаные башмаки.
Украшения
Женщины носили браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки вплетали в косы связки монет.
Одежда и оружие монголо-татарских воинов
Костюм монголо-татарского воина состоял из подбитого и простеганного кафтана, панциря, доходящего до колен и украшенного металлическими бляхами. Верхнюю часть рук защищали наплечники, прикрепленные к панцирю, а кисти рук — железные перчатки. Под панцирь воины надевали кожаную куртку с узкими рукавами, на которых от локтя до кисти крепились металлические обручи. Сапоги покрывали металлическими пластинками и снабжали наколенной бляхой с острым шипом. Голову защищал круглый шлем с наносником, а затылок и щеки — кольчужная сетка. Шлем украшался двумя пучками волос. Основным оружием монголо-татарских воинов были кривые сабли, луки, копья и кинжалы. На поясе у них крепились меч и колчан со стрелами. Основным оружием монгола являлся составной композитный лук, который был покрыт особым лаком, заимствованным у китайцев. Этот лак предохранял лук от сырости и высыхания. Монголы использовали 2 типа луков: китайский и ближневосточный. Каждый воин имел в запасе несколько луков и колчанов со стрелами различных типов (весь комплект для стрельбы из лука назывался саадак). В каждом колчане находилось до 30 стрел. Кроме того, все воины имели арканы, которыми они искусно владели на охоте и на войне, а также боевые ножи и лёгкие топоры. Помимо этого, каждый воин должен был иметь иглу и нитки, шило и моток верёвки, специальный инструмент для заточки наконечников стрел, котелок и мешок с провиантом. При переправах через реки монгольские воины пользовались кожаными бурдюками, куда складывались вещи и одежда для предотвращения намокания. Зимой поверх доспехов монгольские воины надевали меховые шапки и овчиные тулупы. «Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо, с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались», — писал в XIII в. итальянец Плано Карпинини, посланник папы римского.
Доспехи и оружие русского война
В течение XIII в. русский военный костюм претерпел значительные изменения, и к середине столетия на вооружении русского войска появились пластинчатые доспехи. К сожалению, существует мало подробных описаний того, как эти доспехи выглядели в XIV–XV вв. Тем не менее летописец, повествующий о Куликовской битве, утверждает, что на доспехах князя Дмитрия Ивановича после сражения оказалось множество вмятин, — значит, это были пластинчатые доспехи, а не кольчуга.
Такие доспехи были, несомненно, тяжелыми, по этой причине их иногда сбрасывали во время бегства. Под воздействием огня эти доспехи разрушались. В XIV–XV вв. стальные пластины доспехов подгоняли друг к другу таким образом, что на поле сражения они, по словам летописца, сверкали «как серебро».На этом рисунке один из наступающих всадников вооружен прямым мечом, другой обеими руками держит высоко занесенную кривую саблю. Один из отступающих конников обороняется, по-видимому, так называемой «литовской павезой» с вертикальным «килем» на лицевой стороне. Радзивилловская летопись, из списка копии (XV в.) оригинала XIII в.
Военные предпочитали одежды ярких цветов, как видно на изображениях из миниатюр; особенно распространены были синие, зеленые и красные цвета. Шапки и плащи обычно изображались зелеными, щиты — красными или красно-зелеными, иногда с зеленым узором в «елочку», белыми, коричневыми, красно-черными. Сабельные ножны окрашены в красные или коричневые цвета, знамена — обычно в красный. Слово «красный» означало тогда в русском языке также и «красивый»(отсюда такие выражения, как «красная девица» или «красное солнышко», наверное, поэтому на Руси были так популярны щиты красного цвета.
Физминутка «Мы теперь – богатыри».
Потянулись: раз, два, три. Потянуться.
Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.
Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Русский народ создал много произведений, связанных с нашествием монголо-татар на Русь. Среди них былины о великом граде Китеже. Познакомьтесь с приведенным ниже отрывком и подумайте, почему возникла такая легенда.
В ветлужских лесах (Ветлуга - приток Волги) есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зябь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится тихое пение и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера был славный град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый (Батый - монгольский хан, который возглавил поход в Восточную и Центральную Европу) услышал про славный Китеж-град и устремился к нему.
Татары хотели взять город силой, но когда подошли к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении.
И как только татары ринулись в город из-под земли вдруг забили мно-говодные источники и враги в страхе отступили.
А вода все бежала и бежала.
Когда стих ее шум, на месте города были лишь волны. Вдали видне- лась одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она мед- ленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести каждого к славному городу Китежу