Семенова Анна Андреевна
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшей группы «День памяти «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшей группы
«День памяти- Блокады Ленинграда»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
-расширить и обогатить знания детей о героическом прошлом нашего народа в дни войны,
-формировать у детей нравственные понятия и этику истинного героя,
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшей группы „День памяти „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать любовь к родному народу, чувство гордости за защитников Отечества,
-расширить знания детей об истории нашей Родины, о героизме людей, переживших блокаду,
-активизировать словарь детей: блокада, бомбоубежище, эвакуация, маскировка, метроном.
-учить видеть состояние людей, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
Предварительная работа
Рассказ воспитателя о блокаде, чтение и разучивание стихотворений о блокадном городе Ленинград, рассматривание фотографий и иллюстраций о тех далеких временах, фото памятников блокадного города. Документальный фильм: Дни блокады.
Ход занятия:
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное веселое занятие с играми, а немного грустное. 27 января день памяти снятия блокады Ленинграда. Как вы уже знаете, у каждой страны своя история. Любое государство как большая книга. А в каждой книге много глав. Мы сегодня с вами и попытаемся что-то новое узнать о истории нашей Родины, о героизме нашего народа из этой книги. Глава называется Блокада Ленинграда.
Воспитатель: Вы готовы слушать правдивый рассказ о городе герое Ленинграде и героических людях жившие в те далекие военные годы?
(ответы детей)
Воспитатель: В далеком 1941 году на нашу страну напала фашистская Германия. Началась война. Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно в бинокль рассмотреть улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним, что они и делали. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. В сентябре 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград с другими городами. Но жители города не сдавались. Они продолжали работать, дети ходили в школу, детские сады. Фашисты были уверенны что оставшись без связи с большой землей город поднимет белый флаг. Но город не сдавался. Все дороги, ведущие к Ленинграду были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Каждую ночь фашисты бомбили город. Каждый день и ночь фашисты бомбили город. Они разбомбили почти все склады с продовольствием.
Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Рабочим давали по 250 гр. ,а детям и того меньше по 125гр. хлеба.
Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Потянулись страшные 900 дней блокады.
Воспитатель: Ребята не очень веселую историю я вам рассказала. Но мы кто?
(Ответы детей: Россияне, патриоты своей страны)
Воспитатель: Правильно. И мы должны знать, помнить и чтить память тех далеких военных лет. А теперь давайте сделаем круг. Вот такое кольцо сделали враги вокруг славного, героического города Ленинграда. Если мы крепко будем держаться за руки, то в наш круг никто не сможет войти.
(Ответы детей: Да)
Воспитатель: И фашисты так думали, но и взрослые и дети продолжали жить и работать в своем родном городе, и никто даже в мыслях не допускал что можно сдаться врагу в плен. Теперь Артем расскажет нам стихи о славном городе.
Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен —
В труды по горло погружен,
Он жил — и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы,-
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!
Воспитатель: Хорошие стихи приготовил нам Артем. Ребята а вы знаете что во время блокады дети помогали на заводах взрослым делать снаряды, на улицах собирали огневые шашки чтобы с воздуха не было видно немецким самолетам куда сбрасывать бомбы, метрономами оповещали о воздушной тревоге. Но этот прибор оповещал жителей не только о воздушной тревоге, но и о том что город еще жив. Многие жители были без сил и не каждый раз могли спускаться в бомбоубежище. Максим приготовил для нас стишок, послушаем.
Весь Ленинград, как на ладони,
С Горы Вороньей виден был.
И немец бил, С Горы Вороньей.
Из дальнобойной «берты» бил.
Прислуга в землю «берту» врыла,
Между корней, между камней.
И, поворачивая рыло,
Отсюда «берта» била.
Била, все девятьсот блокадных дней
Воспитатель: Эти страшные 900 дней, как и жители Ленинграда запомнил весь мир. Много детей осталось в городе, которых не эвакуировали. Но одну девочку, позже узнал весь мир. А узнали о ней потому что, всю блокаду она вела свой дневник. И писала она в своем дневнике не свои секреты,а о смерти своих близких. Звали её Таня Савичева. Она выжила. Вскоре Таня была эвакуирована вместе с другими детьми блокадного Ленинграда. В августе 1942 года эшелон с детьми прибыл в поселок Шатки. Девочка попала в детский дом № 48. Она единственная из прибывших детей оказалась больна туберкулезом. Скончалась девочка в 1944 году 1 июля, ей было 14 лет. Но ее дневник остался в память будущим поколениям, как напоминание об ужасах жизни в блокадном Ленинграде и зверствах нацистского режима. Послушаем стихи которые приготовили нам Мила, Оля, Алиса, Даша К.
(Мила)
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
"Маму и бабушку голод унес.
(Оля)
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… " Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
(Алиса)
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
Дети боялись военного неба.
(Даша К)
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
"Вновь не должно это все повториться! "
Воспитатель: В этих строчках сказано все, о боли и страданиях не только маленькой девочки но и всех людей, которые пережили блокаду.
Ребята ответьте мне, а наш народ за всю свою историю нападал на другие государства, мы воинственный народ или миролюбивый? Мы дадим отпор врагу если он вздумает напасть на нашу страну?
(Ответы детей: нет мы не воюем, мы за мир, мы миролюбивая нация, если кто-то нападет на наш народ наша армия нас защитит)
Воспитатель: Давайте вспомним поговорки о мире и о том что мы миролюбивы, но можем дать отпор.
(Ответы детей: Дружно за мир стоять- войне не бывать. Мир да лад- большой клад. Тучам солнце не скрыть- войне мир не победить. Если дружба велика- будет Родина крепка. Кто к нам с мечем придет- от меча и погибнет.)
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте встанем и минутой молчания почтим память всех тех кто погиб но не сдался врагу.
(Минута молчания)
Итог: На этом ознакомление с главой из жизни нашей Родины подошло к завершению, а называлась она? (Ответы детей: блокадный Ленинград, люди, дети блокады)молодцы.
Вы узнали много нового, я вам предлагаю никогда это не забывать, и давайте все вместе повторим эти слова (Никто не забыт- ничто не забыто)