Оксана Черкашина
НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие в прошлое России — русская изба».
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, речевая. Восприятие устного народного творчества.
Цели
1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Познакомить детей со старинными домами русского народа. Дать детям представление о мире народной культуры путём проживания в атмосфере народного быта и традиций.
2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Путешествие в прошлое России — русская изба“,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.
Словарная работа
Обогащение: традиции, культура. Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая ткань. Посиделки, дудочка, гармонь, балалайка, народные гуляния, жмурки, быт, чугунок, ухват.
Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.
4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.
Планируемые результаты
Делится своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявляет интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимает активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относится к своим сверстникам во время игр.
Материал и оборудование
Музей русской избы, который оборудован на территории детского сада. Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных музыкальных инструментов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, изображение строительных инструментов (пила, топор и. т)
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».
Ход занятия (содержание организованной деятельности)
В помещение детского сада оборудован музей старинного быта – «избы». На столе разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка, в избе есть печь, ухват, чугунки.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие, но оно не обычное. Мы, если вы захотите можем оказаться в прошлом, в тех временах когда люди жили в деревянных домах, в деревнях и занимались сельским хозяйством. А поможет нам попасть в прошлое наш музей русской избы. Давайте туда и отправимся.
Дети: - проявляют интерес к предложению воспитателя.
Воспитатель: - Итак, перед вами русская изба. Посмотрите на карточки и выберите из чего делали дома – кирпич, дерево, железо, бетон.
Дети: - дерево.
Воспитатель: -Ребята, а знаете почему Русь называют деревянной? Давным давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами или срубами. Русская изба – это деревянная постройка. Она изумляет плотницким искусством. Ни одного гвоздя, брёвна стоят плотно друг к другу – не сдвинуть. Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру. В русской избе всё сверкало чистотой.
Крыльцо –«распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях – быть в беседах» говорит русская пословица. Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
Воспитатель: - Окна – «глаза дома». «Одно кривое окно весь фасад портит» - говорили в старину.
Крестьяне рубили деревья для строительства домов зимой. В крещенские морозы древесина становилась очень сухой, в ней практически нет сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили : ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения воздуха с древесиной и она больше не портилась. А теперь ребята посмотрите и выберите карточку с изображением инструмента, каким пользовались люди заготавливая деревья для домов (пила, молоток, дрель, топор)
Дети выбирают ответ.
Воспитатель: - Да, ребята, лесов на Руси было много поэтому и жилища строили или как в старину говорили, рубили с помощью строительных инструментов. А вот какие инструменты использовали для постройки избы вы отгадайте…. Кланяется, кланяется, придёт домой растянется?
Дети: - топор.
Воспитатель: - Ручка кленовая,
Голова тяжёлая
Закалён в воде боёк
Гвозди прямит
Дети: - молоток.
Воспитатель: - Туда –сюда снуёт, что в зубы возьмёт на две части разгрызёт?
Дети: - пила.
Воспитатель: - Правильно, молодцы отгадали мои загадки. А ещё в народе говорили «Чем больше рук,тем легче труд»- кто может объяснить эту пословицу?
Воспитатель: - Ну а теперь давайте рассмотрим обустройство избы внутри. Красный угол – особое место для гостей, в этом месте стоял стол, скамейки с лавками. В каждой избе обязательно был стол. Семьи были большие и стол в каждом доме был одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянской избы. Его называли Божьей ладонью. Поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него. За деревянным столом, вокруг которого стояли лавки, вся семья располагалась обедать. Из какого материала сделана посуда?
Дети : - из глины, а ложки из дерева.
Воспитатель: - Все члены семьи ели из одной миски, приступая к еде по старшинству. Кто нарушал порядок, спешил, мог получить ложкой по лбу. Знаете ли вы,какие блюда подавали на стол хозяйки? (картошку, лук, щи, уху, кисель, квас). А из таких глиняннх чашек (показывает) пили чай. Какие травы хозяйки добавляли в этот ароматный напиток? (предположения детей). Для заварки хозяйки собирали и сушили душицу, мяту, зверобой, листья смородины, малины. Вот сухая мята. Понюхайте как приятно она пахнет. Чтобы чай попить нужно самовар разогреть (показ). При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода была вкусная с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Стол накрывался цветной скатертью, а самовар ставили в центр на специальный поднос. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта благополучия, мира в семье.
Воспитатель: - А теперь ребята, давайте поближе рассмотрим ещё один из главных предметов каждой избы ….что это? Печка. Обогревался дом с помощью печки. Вот основание печи – опечек или печное место. Это деревянный сруб из толстых брёвен, разделённых пополам. В его верхней части хранилась вся печная утварь : ухват, горшки, чугунки (демонстрация предметов обихода).В нижней части опечка зимой держали кур. а место у печки в старину называли «бабий кут». Здесь командовала хозяйка дома, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла домашняя утварь. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Хорошая печь должна долго держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Топили печь дровами – берёзовыми, ольховыми. «Когда в печи жарко –тогда и варко», - сказано в русской пословице. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Воспитатель : - Осенью, весной,летом все много работали. А вот долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, вязали, шили при этом рссказывали сказки,пели песни. Любил русский народ и на музыкальных инструментах поиграть. Давайте и мы поиграем. (Дети встают в круг, проводится игра «Угадай музыкальный инструмент»)
Воспитатель: - Угадайте- ка ребятки,
Мою первую загадку!
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Для веселья ей нужны!
Кто такая? Отгадай –ка!
Это наша (балалайка!
Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Дети имитируют игру на балалайке.
А теперь ребятки,
Потрудней загадка!
Ну – ка кнопки нажимай
И тихонько подпевай!
Растяни меха немножко
И сыграй нам на (гармошке!
Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Дети имитируют игру на гармошке. Срезали ветки острыми ножами,
каждая семью голосами.
Что за инструмент получился? ( дудочка)
Заиграли дудки! Дудки –самогудки! Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Дети имитируют игру на дудочке.
Как тарелка круглый он,
Встряхнёшь его – и слышен звон.
Что это? (бубен)
В руках воспитателя появляется бубен. она встряхивает его, пускает по кругу и произносит стихотворные строки. Ты катись, весёлый бубен.
Быстро – быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тут пускай и спляшет нам.
Пока звучат строки, дети передают бубен по кругу. Ребёнок, у которого оказался бубен при произнесении последних слов, выходит в круг и пляшет, все дети хлопают в ладоши. Мне очень понравились как вы плясали. Ну а теперь как говорили в старину- «Делу время потехе час». Давайте снова вернёмся в нашу избу и продолжим знакомство с русскими традициями. Ребята, каждый крестьянин сажал дерево недалеко от того места где собирался строить дом. А вот какое дерево вы сами догадайтесь. (на мальберте картинки с изображением дуба, берёзы, ели, рябины). Варианты ответов детей .
Воспитатель: - Берёзу считали счастливы деревом, верили, что она оберегает от зла,приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии.
Недаром берёза – символ России У неё стройный ствол,тонкие ветви, нарядные серёжки, которые весной появляются на ветках раньше листьев. В Народе говорят у берёзы четыре дела. Первое дело – мир освещать (берёзовая лучина была главным источником света в крестьянских избах). Второе дело – крик утишать (крик – это скрип телеги, берёзовым дёгтем смазывали колёса телег). Третье дело – больных исцелять (лекарственные вещества есть в почках, в листьях и в коре берёзы). Четвёртое дело – чистоту соблюдать (бане парились берёзовыми вениками). Хоть и сравнивают берёзу с хрупкой девушкой, она не боится ни порывистых ветров, ни весенних заморосков, ни трескучих морозов.
Воспитатель: - Запомнили, молодцы! Давайте вспомним русскую народную хороводную игру – песню «Берёзка». Много песен сложено и стихов.
Воспитатель сама выбирает девочку – «берёзку» и ставит её в круг, остальные становятся по кругу. Под слова песни: «Ты берёзка белена, маковка зелена…», девочка собирает у всех платочки и поднимает их над головой, машет руками, изображая шум листьев. Вовремя второго куплета, девочка снова ходит по кругу и возвращает детям платочки – кладёт их им на плечи.
- Вам понравилось занятие?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, как и из чего строили дома в старину. Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!
Занятие окончено