Бебенина Юлия Юрьевна
Конспект занятия по ознакомлению с природой и экспериментированию у детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Физическое, Познавательное, Речевое, Социально – коммуникативное.
Вид занятия : ознакомление с природой и экспериментирование
Форма занятия : комбинированное занятие (беседа, практическое занятие, опытная деятельность)
Программное содержание:
• Формировать у детей познавательное отношение к природе, развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
• Развитие умений самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
• Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приё мы:
• Проблемные.
• Наглядные: показ слайда, глобуса, опыта с зеркалом и горячей водой.
• Практические: погружение в игровую ситуацию, подвижная игра, проведение опытов.
• Словесные: беседа, рассказ сказки детям, вопросы поискового характера, художественное слово.
Материалы:
• демонстрационный материал:
глобус, слайд с круговоротом воды в природе, стакан с горячей водой, зеркало.
• раздаточный:
впитывающая губка на каждого ребенка, блюдце с водой.
Время каждой части Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей Примечания
высокий уровень низкий
уровень
Вступительная часть
5 минут Приглашение к занятию. Дети, что мы сегодня будем обсуждать, узнаете, отгадав загадку. Ответ детей : вода Загадывание загадки
Основная часть
20 минут Сегодня мы поговорим о воде, о ее чудесных превращениях, как она путешествует.
Узнаем, где встречается в природе, и для чего она нам нужна. Но сначала послушаем сказку.
Дети, как вы поняли из сказки, вода находится в постоянном движении. При выпадении осадков большая часть попадает в океан, а меньшая часть выпадает на суше. И это называется круговоротом воды в природе. 1. Дети слушают сказку
2. А где в природе можно встретить воду?
Ответы детей :
(В реке, океане, море, роднике).
1. Чтение сказки "Путешествие капельки".
2. Показ глобуса:
Вот так наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, уменьшенная во много раз и называется глобус. То, что обозначено на нем голубым цветом – это вода. Как вы видите, на Земле очень много воды, но не вся она пригодна для животного, растительного мира и человека.
Также вода в природе встречается в виде дождя и снега.
В природе есть такое явление как туман.
Следующее природное явление – радуга.
Ночью или рано утром мы можем наблюдать такое природное явление как роса.
Еще вода встречается в виде града.
А что такое туман?
Ответ детей :
(это вода в виде маленьких пузырьков, которые, собираясь, делают воздух менее прозрачным)
Что такое радуга?
Ответ детей :
(Радуга - это, когда солнце освещает множество водяных капелек дождя).
Что такое роса?
Ответ детей :
(Роса - это превращение водяного пара в капельки воды)
Что такое град?
Ответы детей :
(это маленькие кусочки льда).
Туман образуется, когда холодный воздух опускается на теплую поверхность земли.
Роса появляется обычно ночью, когда воздух охлаждается.
1. Дети, вы, как и все капельки этого мира не любите сидеть на месте. Давайте с вами разомнемся и сделаем физкультминутку.
2. Ребята, мы с вами отдохнули, а вот чтобы лучше понять, как же происходит круговорот воды в природе, я приглашаю вас пройти к столам и убедиться в этом на практике.
Возьмите губки. Губка будет служить нам тучкой. Опустите губку в миску и подождите, чтобы она впитала воду. Поднимите и скажите, какая по весу стала губка. Сожмите ее над миской. Что произошло? Из тучки пошел дождь. Мы с вами наблюдали, как образовывается туча и идет дождь.
3. А что же происходит с водой, которая уже попала на землю? Солнышко пригревает землю, под ее лучами влага, которая попала в почву, постепенно превращается в пар, сейчас мы это с вами увидим.
При нагревании вoды образуется пар. Как известно, пар поднимается вверх. Высоко в небе температура окружающей среды гораздо ниже. При охлаждении пар превращается в капельки воды. Когда их собирается много, образуется дождевая тучка, и снова на землю выпадает дождь. 1. Физкультминутка «Как приятно в речке плавать»
2. Дети подходят к столам и приступают к опыту.
Выводы, что когда губка впитывает много воды, она становится тяжелая, как и тучи. Связь опыта с природным явлением в виде дождя.
По окончании опыта дети вытирают руки салфеткой.
3. Воспитатель показывает емкость с горячей водой. Кладет сверху зеркало и наблюдаем. Что образовалось на зеркале? (пар). Часть воды собирается в ручейки, реки и попадает в озера и водохранилища;
Вторая часть воды, просачиваясь через почву, питает растения и пополняет запасы грунтовых вод.
Проведение детьми опыта с губками и водой.
Показ опыта с горячей водой и зеркалом, принцип формирования пара в капельки воды.
Заключительная часть
5 минут
Ребята, вот мы с вами и закончили путешествие вместе с капелькой. Чтo же можно сказать о воде, дети? Oна стoит на месте? Чтo интересного вы сегодня узнали?
Приглашение детей поиграть в игру «Ручеек» Ответы детей :
Вода в природе все время движется и меняет свои формы.
"Путешествие капельки".
Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки сидели в большом облаке, весело смеялись и разговаривали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один день не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела крикнуть Капелька, как уже летела по направлению земли. Капля просачивалась в землю между корнями растений и постепенно попала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к реке.
Вoт тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких рыбок, плавающих в реке, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как стало пригревать солнышко, и Капелька испарилась, превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «Пo-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала она. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с радостью к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали друг другу о том, какие интересные приключения с ними случились на земле.
Физкультминутка.
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.