Любовь Коряженкова
Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе «Незнайка знакомится с домашними птицами» ко Дню окружающей природы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "НЕЗНАЙКА ЗНАКОМИТСЯ С ДОМАШНИМИ ПТИЦАМИ".
(Кружковая работа)
Разработала воспитатель МБДОУ № 111 "Гнездышко" г. Брянска Коряженкова Любовь Владимировна
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе „Незнайка знакомится с домашними птицами“ ко Дню окружающей природы» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- Домашние птицы. Птичий двор
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально - коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно — эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Цель: формировать обобщенное представление о домашних птицах, как о живых существах, живущих на Земле и в воде, имеющих определенное строение.
Программные задачи:
Образовательные:
· уточнить и расширять представления детей о домашних птицах;
· продолжать учить находить признаки сходства и различия домашних птиц.
Развивающие:
· развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, используя для общения схематическую модель.
· развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление, речь.
Воспитательные:
· формировать устойчивый интерес к миру птиц
· воспитывать любовь к природе.
Речевой материал: "наседка", "птицефабрика", "водоплавающий", "страусиная ферма".
Предварительная работа: НОД, чтение художественной литературы, рассматривание картин, показ презентаций, работа с дидактической игрой "Кто где живет", "Угостим птиц".
Методы организации образовательной деятельности:
Наглядные:
рассматривание иллюстраций, наблюдение за реальным предметом.
Словесные: беседа с элементами рассказа, рассказ, использование художественного слова.
Практические:
моделирование, дидактическая игра, исследовательская деятельность.
Методические приемы организации образовательной деятельности: показ, объяснение, вопрос, опора на наглядность, словесные образы, опора на реальные предметы.
Демонстрационный материал: панно - "болото", "озеро", "веточки", иллюстрации домашних птиц (петуха, курицы, утки, гуся, индюка, картинка наседки; обобщенная схема домашних птиц, музыкальный фрагмент "Голоса птиц", зерна, гусиное и куриное перья, 2 контейнера с водой.
Раздаточный материал: атрибуты к дидактическим играм: "Кто где живет", "Кто где питается".
Оборудование: фланелеграф.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный компонент.
Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей около себя: "Ребята, вам нравится знакомится с птицами? А хотите еще узнать о них? Тогда послушайте письмо, которое я сегодня получила". Читает письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка из Солнечного города. Я решил обзавестись хозяйством, завести птиц, но не знаю каких. Я поймал ворону, посадил ее в клетку, а она - раз, и улетела. Помогите, мне, пожалуйста, во всем разобраться. Я буду вам очень благодарен". Ну что, ребята, поможем Незнайке, расскажем ему о птицах? (Да). Тогда давайте вспомним все, что мы знаем об этом чудесном мире пернатых".
2. Содержательный компонент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
1. Хвост с узорами, сапоги со шпорами. О ком речь?
Дети: Петух.
2. Длинная шея, красные лапки.
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
Дети: Гусь.
3. Квохчет, квохчет, детей созывает.
Всех под крыло собирает.
Дети: Курица.
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом и почему?
Дети: Это домашние птицы, они живут рядом с человеком.
Воспитатель: Правильно, ребята. Эти птицы были дикими, но со временем человек приручил их, и они стали домашними. Каких еще домашних птиц вы знаете?
Дети: Индюк, утка, перепелка.
Звучит музыка, в группу входит Незнайка.
Незнайка: Привет, ребята, я рад вас всех видеть. Я нашел домашнюю птицу (показывает модель сороки).
Дети: Нет. Это дикая птица. Она живет в природе.
Незнайка: А как вы узнали, научите меня.
Воспитатель: Ребята, давайте научим Незнайку узнавать домашних птиц и не путать их с остальными.
Дидактическая игра "Кто где живет?"
Цель: уточнить знания о птицах по месту обитания.
(Взаимопроверка в командах с помощью капитанов)
Дети: Вот домашние птицы, они все разные.
Незнайка: А чем они отличаются от диких?
Дети: Дикие птицы живут в природе, а домашние - рядом с человеком.
Воспитатель: Где они живут, в городе или в деревне?
Дети: В деревне, на птичьем дворе.
Воспитатель: Почему это место так называется?
Дети: Оно создано специально для домашних птиц.
Воспитатель: Кто ухаживает за ними?
Дети: Птичница. Она их кормит и поит.
Воспитатель: Для чего человек разводит домашних птиц?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке все по по порядку. Кто, например, на птичьем дворе самый главный?
Дети: Петух - домашняя птица. Он - глава курятника. Петух встает раньше всех и будит остальных обитателей птичьего двора.
Воспитатель: Чем петух по внешнему виду отличается от курицы?
Дети: У петуха - большой гребешок, а у курицы - маленький. У петуха есть шпоры, а у курицы - нет. У петуха на хвосте длинные загибающиеся перья, а у курицы - короткие, и торчат вверх.
Воспитатель: Когда петух кукарекает, он поет. Так пернатый король всем рассказывает, что на птичьем дворе есть хозяин. К тому же он может предсказывать погоду. Если петух запел после захода солнца — погода точно переменится. Чем еще, кроме внешнего вида, отличаются петухи и куры?
Дети: Курица откладывает яйца, а петух - нет.
Воспитатель: Яйца - очень полезный продукт, поэтому кур разводят на птицефабриках. Куры откладывают яйца только днем. Куры очень говорливы и часто кудахчут, разговаривая на своем птичьем языке. У кур нет зубов, они не могут жевать пищу, поэтому вместе с травой, зерном и личинками птицы проглатывают мелкие камешки, чтобы они растирали пищу в желудке. Когда яйцо появляется на свет, курица громко сообщает об этом.
Если птица сидит долгое время на яйцах, это значит, что она высиживает цыплят. Она согревает яйца своим теплом, а потом из них появляются цыплята.
Курица заботится о птенцах, поэтому ее называют наседкой. Когда курица чувствует опасность, она зовет цыплят под крыло.
Незнайка: Я пойду в гости к курам, соберу яйца и приготовлю себе яичницу.
Воспитатель: Куры пугаются любого шума и шороха, поэтому могут устроить переполох в курятнике и снести яиц намного меньше. Прежде чем зайти в курятник, нужно постучаться.
Воспитатель: Кто еще, кроме петуха и кур, живет на птичьем дворе?
Дети: Утки и гуси.
Воспитатель: Что между ними общего?
Дети: Утки и самки - гусыни тоже откладывают яйца, из которых появляются маленькие утята
и маленькие гусята
Важный гусь всегда ходит рядом с семьей, заботливо охраняя потомство. Если он чувствует опасность, то начинает шипеть и вытягивать шею.
(Воспитатель фиксирует схемами сходство домашних птиц)
Воспитатель: В отличии от кур утки и гуси откладывают яйца тихо. Когда утки чувствуют приближение холодов, они укрывают утят под крылом. Так они заботятся о птицах, не давая им заболеть. Ребята, а чем еще, кроме внешнего вида, утки и гуси отличаются от кур?
Дети: Утки и гуси - водоплавающие птицы, а куры - нет.
Незнайка: А как можно узнать, водоплавающая это птица или нет?
Воспитатель: Ребята, давайте научим Незнайку отличать водоплавающих птиц от тех, кто не умеет плавать и живет на суше.
Дидактическая игра " Кто где питается"
Цель: уточнить представления о птицах по образу жизни.
(Дети делятся на две команды и размещают птиц как водоплавающих и живущих на суше).
Незнайка: А. Теперь я все понял. Я шел по дороге, увидел уток, хотел угостить их чипсами, но они их есть не стали.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, чем питаются водоплавающие птицы.
Дети: Они по - разному питаются. Утки добывают растительность из воды, а гуси щиплют травку. У них есть клюв с острыми зубчиками по краям, он помогает им обрывать листья, ягоды, стручки и колосья. Гуси не так долго находятся в воде.
Незнайка: А как утки добывают себе пищу в воде?
Дети: Они легко плавают. У них лапы со специальными перепонками, которыми удобно грести по воде.
Воспитатель: Папа селезень с зеленой головой право голоса не имеет, крякать может только утка, но он с удовольствием заботится о своей семье.
Незнайка: А почему куры не плавают?
Воспитатель: Так устроено природой. Куры - не водоплавающие птицы. Они копаются в земле и ищут дождевых червей, жуков и всякие личинки. Так они находят себе пищу и спасают растения огорода от вредных насекомых, помогая человеку.
Незнайка: А, теперь понятно.
Воспитатель: Ребята, а как человек использует "гусиные лапы"?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Это ласты и весла. А как вы думаете, что помогает водоплавающим птицам держаться на воде?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы с вами проведем опыт.
Эксперимент "Тонет - не тонет"
Цель: подвести детей к выводу о том, что жир удерживает предметы на поверхности воды.
Воспитатель: Ребята, у меня на столе гусиное и куриное перья. Я опущу их в воду. Что вы видите?
Дети: Куриное перо утонуло, а гусиное - нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Гусиное перо смазано жиром, который удерживает его на поверхности. Куриное перо ничем не смазано, поэтому оно утонуло. Жир помогает водоплавающим птицам держаться на поверхности воды. А еще утки, в отличии от кур, не боятся дождя. Жир отталкивает воду, не давая птицам намокнуть. Отсюда появилось выражение "Как с гуся вода". Какой мы с вами можем сделать вывод?
Дети: Жир отталкивает воду.
Воспитатель: Ребята, а как человек может использовать это свойство?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Люди смазывают детали машины специальным маслом, чтобы на них не появлялась ржавчина от воды. Иначе машины заржавеют.
Воспитатель: Ребята, а какая еще из известных вам птиц называется водоплавающей?
Дети: Лебедь!
Незнайка: А, я знаю, такие красивые белые птицы, они живут на пруду.
Незнайка: А почему домашние птицы не улетают, как, например, лебедь?
Воспитатель: Они не хотят улетать. У них есть все необходимое - жилье, питание, тепло. Домашние птицы не боятся морозов, потому что их греет толстый слой подкожного жира. А еще птицы всеядны, поэтому им не приходится лететь в теплые края за насекомыми. Домашние птицы доставляют мало хлопот, поэтому человеку с ними легко.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и представим себя домашними птицами.
(Дети имитируют движения под музыку)
Незнайка: А, теперь все понятно. а кто еще, кроме кур, гусей и уток, живет на птичьем дворе?
Дети: Перепелки. От них бывают маленькие пятнистые яйца.
Незнайка: А кто самая большая птица на птичьем дворе?
Дети: Индюк! У него красная бородка и шпоры.
Воспитатель: А что общего между индюками и остальными домашними птицами?
Дети: Самки индюков могут откладывать яйца и высиживать птенцов, как и все самки домашних птиц. Как называются их птенцы?
Дети: Индюшата.
Воспитатель: Индюки с удовольствием заботятся о своих малышах.
Незнайка: Когда я шел сюда, то встретил индюка. Я хотел его погладить, а он распушил перья и затряс головой.
Воспитатель: Индюк - спокойная птица, если его не трогать. Когда индюк обороняется, он распускает перья и как будто раздувается. Он же не знает, зачем мы к нему подошли. Не зря говорят : "Надулся, как индюк". Поэтому подходить близко к индюку нельзя.
Незнайка: Индюк - это водоплавающая птица?
Дети: Нет. У всех водоплавающих птиц - красные лапы.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы, но есть еще одна птица (обращает внимание детей на картинку страуса). Как она называется?
Дети: Страус!
Воспитатель: Страусов стали приручать и одомашнивать совсем недавно. Сейчас во многих городах России строят страусиные фермы для разведения птиц. У страусов - очень сильные и быстрые ноги. Когда птицы чувствуют опасность, они убегают, но могут очень больно ударить ногой. А вот крылья совсем маленькие, поэтому страусы не умеют летать.
Страусы всеядны. Одно страусиное яйцо равно 26 куриным яйцам! Самки страусов тоже высиживают птенцов. Как они называются?
Дети: Страусята!
Воспитатель: Правильно, ребята! А кто знает стихотворение о них?
Миша: Я - страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею. (С. Я. Маршак).
Незнайка: Ух ты! Хорошее стихотворение!
Воспитатель: А теперь давайте обобщим, чем похожи домашние птицы.
(Дети обобщают, глядя на схемы)
Дети: Домашние птицы откладывают яйца, высиживают птенцов, не летают, живут рядом с человеком.
Воспитатель: Почему нужно беречь домашних птиц?
Дети: Они дают человеку яйца, жир,мясо, перья и пух. Оберегают огород от насекомых и предсказывают погоду. Домашние птицы неприхотливы и приносят человеку много пользы.
3. Заключительный компонент.
Воспитатель: Незнайка, ты научился отличать домашних птиц от диких? Больше не будешь ловить ворон?
Незнайка: Нет, не буду. Я все понял. Спасибо вам, ребята! Я пойду на птичий двор и попрошу птичницу подобрать мне молодых цыплят и уточек.
Дети: А мы, тебе, Незнайка, насыплем зернышек, которые приготовили с ребятами. Будешь каждый день кормить птиц.
Незнайка: Спасибо! До свидания, ребята!
Дети прощаются с Незнайкой.
4. Рефлексия:
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам занятие? Что особенно запомнилось, что показалось интересным? Что нового удалось узнать? Хотите еще повстречаться с Незнайкой? Я думаю, он будет этому рад.