МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с пейзажной живописью по картине «Утро в сосновом бору»

марина цыпкина
Конспект занятия по ознакомлению с пейзажной живописью по картине «Утро в сосновом бору»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с пейзажной живописью по картине

И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

(в подготовительной группе)

Цели: познакомить с содержанием картины; помочь почувствовать ее художественный образ; формировать умение описывать медведей и окружающий пейзаж. Познакомить детей жанром живописи – пейзаж.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с пейзажной живописью по картине „Утро в сосновом бору“» размещена в разделах

- Формировать умение воспринимать содержание пейзажной картины.

- Понимать красоту природы, которую изобразил художник.

-Способствовать умению выделять оттенки цветов как средство выразительности.

-Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес, неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые мишки и т. д)

Ход ЗАНЯТИЯ

Удивительный мир окружает нас, ребята - это мир природы. Уметь видеть ее, рассказать нам о ее красоте помогают художники. Картины, на которых изображена природа, называют пейзажами, а художников пейзажистами. Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? Верно, ребята, красками и кистью.

Давным - давно у нас в России жил замечательный художник Иван Иванович Шишкин.

Дети: А что он рисовал?

Он очень любил рисовать лес.

Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с большушей бородой, чем то напоминает могучее дерево. Кажется, что оно вышел только что из леса. В народе его называли лесной богатырь, царь леса.

А сейчас я вас, ребята, хочу пригласить на выставку нескольких картин художника И. И. Шишкина. Рассмотрите внимательно их. На всех его картинах изображена природа. Дети рассматривают репродукцию картины. Звучит музыка В. Салманова «Утро в лесу» (детская пьеса). Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. С. Тургенева «Лесная тишь» :

Лесная тишь! Лесная тишь!

Какой отрадой веешь ты!

Каким всесильным волшебством

Ты будишь грезы и мечты!

В глухой тени живых ветвей

Ручей таинственный журчит,

И солнца луч, как бы сквозь сон,

Едва трепещет и скользит.

Ребята, предлагаю вам, совершить путешествие в лес? Как вы согласны? Совершим путешествие?

Физ. Минутка:

Дружно по лесу шагаем

Выше ноги поднимаем

Через кустики и кочки

Через ветки и пенёчки.

Пройдём мягко как лисята

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка.

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок

Покатился во лесок.

Он катился, он катился

На полянку прикатился.

А сейчас ребята настала пора сделать привал и полюбоваться лесом.

(Воспитатель показывает ребятам картину).

Вы ребята устали. Отдохните. Полюбуйтесь замечательной природой

и медведями. (Даю время)

Дети: Где-то мы уже видели эту картину?

Воспитатель:

Эту картину тоже нарисовал художник Иван Иванович Шишкин и называется она «Утро в сосновом лесу» Он никогда не рисовал жи-вотных, поэтому изобразить мишек ему помог художник Константин Савицкий — его друг. А картину вы видели на скорей всего на конфетах.

Сейчас мы попробуем очень тихо «войти в картину».

- Давайте сядем, и ещё раз всмотримся в картину.

- Закрыли глаза (звучит музыка П. И. Чайковского «Четыре времени года»).

Вы видите перед собой картину в резной, золочёной рамке.

Представьте себе, что вы сначала одной ногой перешагнули раму, потом другой. Тихими шагами, почувствовав под ногами твёрдую почву, вошли в лес (музыка, голоса птиц). И вот мы уже идём по лесу! Ваши впечатления? Что вы увидели, услышали, почувствовали? Расскажите, пожалуйста.

Дети – почувствовали под ногами, хруст старых, сухих веток. Услышали, как дятел долбит дерево. Почувствовали, что в лесу сыро. Услышали, как рычит медведица. Стало страшно в таком большом лесу. В таком лесу всё сказочно.

А сейчас, ребята давайте тихо постоим в лесу и прислушаемся к музыке

просыпающегося дня. (Музыка П. И. Чайковского)

- Скажите: как же удалось И. И. Шишкину показать, что в лесу

наступает именно утро?

Дети - утренний туман в глубине леса рассеивается у нас

на глазах. Роса на засохшем стволе.

Пора и воздухом лесным насладиться, подышать. (Психогимнастика)

Лес задумчивый овеян голубою дымкою

Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

Листья клёнов пёстрой стайкой

Тихо, тихо падают

От реки притихшей

Веет лёгкою прохладою.

Мы спокойно отдыхаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза.

Ребят, какой запах вы почувствовали в лесу?

Дети – запах хвои, влажного мха.

Ребята, а как картина вам кажется по настроению?

Дети: веселая!

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что медвежата маленькие, хорошенькие, они играют и им весело.

Воспитатель: Хорошо, я сейчас закрою всех медведей (закрывает листом бумаги). Стало грустно?

Дети: нет

Воспитатель : А теперь посмотрите повнимательнее и скажите, почему настроение картины не изменилось? —Тут дети рассказывают отом, что свет пробивается сквозь деревья и кажется, что в лесу светло.

Воспитатель: представляет детям свой рассказ о картине : «Ранним утром в чаще леса резвятся три неуклюжих медвежонка в густых лохматых шубках. Рядом — мама-медведица. Она внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат и готова в любой момент броситься им на помощь.

Шишкин хотел показать лес самым ранним утром, когда солнце еще только начало вставать. Его лучи рассеивают туман. Видите, некоторые ветки и стволы уже освещены, но солнышко еще невысоко поднялолсь, поэтому в лесу еще сумрачно. Медвежата только что проснулись.

Играющие медвежата получились очень забавными. И все же главное в картине не эти симпатичные звери, а дремучий бор. Далеко глухие места от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю, и птице! Жизнь идет по своим лесным законам. Только от бурь и от времени гибнут вековые деревья, а на их месте вырастает молодая поросль. Об этой нетронутой красоте леса удивительно правдиво рассказал художник».

Вопросы к детям

- О чём художник рассказал в своей картине?

Дети – о природе, о лесе, как живут там медвежата. - Что именно хотелось художнику рассказать нам про лес?

Дети - показал, как в лесу бывает темно, что в лесу очень, много сосен, даже

не видно солнышко, вершины громадных сосен упираются в небо.

- Какой лес изобразил художник И. И. Шишкин на картине «Утро в сосновом

лесу»?

- Дремучий или молодой?

Дети – он дремучий.

- Почему так думаете?

Дети – много деревьев.

- Докажите мне, что лес дремучий.

Дети – в лесу темно, кроны деревьев очень густые, они

не пропускают солнечный свет.

- Какие деревья растут в этом лесу? Опишите.

Дети - Сосны огромные, могучие, сломанные небольшие молодые деревья.

Такой лес называется сосновым бором.

- Сколько лет могут жить такие деревья? (Очень много -100, 200,300).

Такие деревья называют вековыми, это – вековые сосны.

- Кто ещё изображён на картине?

Дети – медвежата.

- Как вы думаете, медвежата одного возраста?

Дети – нет разного возраста. Мама с детишками. Медведица большая, а медвежата маленькие.

Хочу обратить ваше внимание на то, что молодость и старость живут рядом. Молодые деревья и старые, погибающие. Весёлые медвежата и взрослая медведица. Так как природа вечна и бесконечна, а искусство отражает одно мгновение. Ребята, писатель А. Толстой, увидев эту картину, написал:

Смотри, всё ближе с двух сторон

Нас обнимает лес дремучий

Глубоким мраком полон он,

Как будто набежали тучи,

Иль меж деревьев вековых

Нас ночь безвременно настигла,

3

Лишь солнце сыплет через них

Местами огненные иглы.

Вопросы к детям

- Почему Толстой говорит, что в лесу мрак?

Дети – потому - что он дремучий, тёмный, как будто набежали тучи.

- Какие краски использовал художник при написании картины?

Дети – тёмные, коричневые, тёмно зелёные, чёрные и немножко голубой.

- Какими изобразил художник медвежат? Что вы можете сказать о

медвежатах?

Дети – два медвежонка залезли на дерево. Мама медведица их ругает,

говорит, чтоб слезали. Третий медвежонок, смотрит в даль. Он, наверное

увидел там своих друзей.

- Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на медведицу?

Дети – добрые, весёлые, задумчивые.

- К какому жанру живописи можно отнести эту картину?

Дети – пейзажному жанру.

- Кто ещё просыпается в лесу утром?

Дети - птицы, звери, цветы.

Ребята, я думаю, Шишкину удалось передать в картине бодрость и радость от прекрасного летнего утра, от веселой возни медвежат.

Наша прогулка по лесу подходит к концу нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Приключение в сосновом бору» Задачи: 1. Формировать знания детей о разнообразии растений в сосновом бору. 2. Дать представления о значении ели в жизни обитателей леса.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с искусством в младшей группе по картине Е. М. Рачева «Волк и козлята»Конспект открытого занятия по ознакомлению с искусством в младшей группе по картине Е. М. Рачева «Волк и козлята» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСКУССТВОМ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ по картине Е. М. Рачева «Волк и козлята» Программное содержание:.

Конспект проведения подвижной игры во второй младшей группе «У медведя во бору» Цель игры: Развивать двигательную и речевую активность детей Умение соотносить свои действия со словами Быстро реагировать на словесный.

Конспект занятия познавательного цикла на тему «Знакомство детей с живописью» Конспект занятия познавательного цикла на тему : «Знакомство детей с живописью». (1 старшая группа. Ходюшина Светлана) Задачи: • Знакомство.

Конспект занятия в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзаж. Программное содержание: -Продолжать учить детей воспринимать содержание.

Презентация «Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописью» Живопись широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста, так как она доступна, чувственна, познавательна, выразительна, продуктивна.

Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописьюОзнакомление старших дошкольников с пейзажной живописью Воспитатель ИЗО МБДОУ№ 51 : Леснюк С. В. г. Невинномысск. Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует определённых.

Открытое занятие в подготовительной группе «Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень» и И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» Тема: Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень» и И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию.

Конспект занятия «Приемственность. Знакомство с картиной И. И. Шишкина Утро в сосновом бору» Цель: развитие интереса детей к рассматриванию картин,умение составлять творческие рассказы детьми. Программные задачи: познакомить детей.

Конспект занятия «Составление рассказов по картине «Ежи» Составление рассказов по картине «Ежи» Цель: формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с пейзажной живописью по картине «Утро в сосновом бору»
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 08:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с пейзажной живописью по картине «Утро в сосновом бору»» (включая файлы) размещена пользователем марина цыпкина (УИ 325086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД