Людмила Мальцева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Зимушка-зима»
Тема: «Зимушка-зима»
Задачи: расширять представление детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы. Дать элементарное понятие о взаимодействии человека и природы.
Материалы: картинка «Зимний пейзаж», большая снежинка, картина с изображение «пенька», березы и рябины зимой, «Зимние забавы» или слайды на ПК.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ход занятия:
1 этап: (возле картинки «Зимний пейзаж»). Воспитатель читает стихотворение: Январь
Посмотри на календарь
Начинается январь.
теплой шубе он идёт
Новый год с собой ведёт.
Месяц зимний и холодный,
Бродит волк в лесу голодный,
Спят в берлоге тёплой мишки,
Скачут белые зайчишки.
Толстый лёд блестит на речке,
И кружит дымок из печки.
Снег лежит, как одеяло,
Чтоб земля не замерзала.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? Правильно, это Зимушка – Зима. Обходит леса, поля, просторы, города и села. Смотрит: везде ли порядок? А, что мы узнали про январь? (первый месяц года, второй месяц зимы). А про декабрь? (последний месяц года, первый месяц зимы, знаем пословицу «Декабрь год кончает, зиму начинает»). О каких животных говорится в стихотворении? (волк - злой, голодный, мишка-берлога, зайка - белый, серый). Что происходит с речкой? (замерзает, образуется лёд). Воспитатель: Ребята, расскажите, на самом ли деле к нам пришла Зима, и как вы об этом догадались? По каким приметам?
Примерные рассказы детей: При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.
Зимой все ниже солнце движется над землей; оно светит, но не греет. Небо часто покрывают темные тучи. На землю падает снег. На улице морозно. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга, бураны. Воздух становится холодным. Реки и озера покрываются льдом. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду.
Воспитатель (обращает внимание детей на большую снежинку) :
«Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится». /Плещеев/
Ребята, знаете ли вы, откуда появляется снег? Что вы знаете о снежинках? Какого цвета бывает снег?
Примерные рассказы детей: При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.
Снег накрывает луга, поля, дома и улицы. Под теплым пушистым снегом тепло растениям. Под мягким одеялом им не страшен мороз. Снег спасает растения от мороза. Если в мороз мало снега – растения могут погибнуть.
Снежинки – чистые, хрупкие, сверкающие. Они падают из туч. Из водяного пара получаются крохотные льдинки – кристаллики. Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Одна снежинка – красивей другой. Они похожи на цветок, на звездочки. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда мороз не сильный – снежинки скатываются в белые шарики. А при сильном ветре у них обламываются лучи, и снежинки превращаются в снежную пыль. Если нет мороза, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах выступает иней. Снег под ногами хрустит, т. к. под тяжестью ломаются звездочки и лучи. Падая, снег ложится слоями. Растут сугробы. Снег ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви кустов и деревьев. Снежинки кружатся, виснут на бороде, ресницах, бровях.
2 этап:
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о жизни растений зимой?
Зимой мало света, холодно, снежно – поэтому растения прекращают свой рост, отдыхают. Зимой растения не растут. Деревья и кусты сбросили листья и отдыхают до весны. Остались лишь хвоинки на елях и соснах. Эти растения всегда зеленые. Под снегом растениям тепло. Между снежинками есть воздух. Он защищает растения от холода.
Воспитатель: Перед нами картинка с изображения «пенька». А как вы думаете, где жители этого пня? (Ответы детей.) Конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят. Дети, а какие еще есть растения вы видите на слайде? Конечно, красавица береза! Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза белоствольная, тоненькие веточки свисают вниз. Береза – очень красивое дерево! Вот как в стихотворении «Береза» С. Есенин описывает это удивительное дерево:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель. Поэт очень красиво и образно описал березу в этом стихотворении. Дети, посмотрите, на дерево, на котором зимой висят ягоды. (Показывает на рябину.) Какое это дерево? Правильно, это рябина. Обратите внимание, как красиво выглядят гроздья ягод, на которых лежит снег.
3 этап:
Воспитатель: А как вы думаете, кто эти ягоды ест? (птицы) Люди смастерили кормушки и подкармливают птиц в зимний период. Зимой птицам особенно трудно найти корм, он замерз или находится под снегом, поэтому люди мастерят кормушки и подкармливают птиц в зимний период. Какие птицы прилетают к нам на участок зимой? (Ответы детей.) Каждая птичка любит свой корм. Синичек можно покормить салом; воробьев, голубей и ворон – хлебными крошками, семенами и крупой; снегирей – ягодами рябины.
Физкультминутка: Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие тексту движения.
Как на горке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)
И под горкой снег, снег, (Присаживаются, руки в стороны.)
И на елке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)
И под елкой снег, снег. (Присаживаются, руки в стороны.)
А под снегом спит медведь: (Сидя складывают руки ладошку к ладошке и прикладывают их к щеке.)
Тише, тише – не шуметь! (Грозят пальцем.)
4 этап:
Воспитатель (обращает внимание детей на картину «Зимние забавы») : Ребята, давайте расскажем про зимние развлечения.
Примерные рассказы детей:
Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках. Зимой можно играть к хоккей, лепить снеговиков.
Воспитатель: Ребята, спасибо, что вы мне рассказали все про Зимушку. У меня в руках волшебный мешок, давайте наполним его отгадками на загадки про зиму. («отгадки» - конфеты по количеству детей).
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила». (Зима)
«Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой». (Снег)
«И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет». (Иней)
«Все лето стояли, зимы ожидали
Дождались поры – помчались с горы». (Санки)
«Лечу, кручу, на весь мир ворчу». (Метель)
«Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту». (Снег)
«Меня не растили, из снега лепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, руки – сучки.
Холодная, большая, кто я такая?». (Сн. Баба)
«Всю зиму пролежит, весной в речку убежит». (Снег)
«На всех садится, никого не боится». (Снег)
Угощение детей конфетами.