Кияченко Лариса
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое значение для него.
Задачи: 1) учить различать понятия «части тела» и «орган»; 2) уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы; 3) тренировать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования; 4) учить проводить эксперименты, объектом которых является человек; 5) пополнить словарь детей терминами «часть тела», «орган», «кожный покров», «веки».
Материалы и оборудование.
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
У каждого ребё нка: блюдце, 3 стаканчика с кислым, сладким и солёным раствором, небольшой кусочек хлеба, кружечка с чистой водой, пипетка, 4 спички, один конец которых обмотан ватой, салфетка для вытирания влажной кожи.
Два комочка ваты, один из которых пропитан духами, а второй – соком чеснока. Оба завёрнуты в полоски полиэтиленовой плёнки, концы которых завязаны в узелок, чтобы запах не улетучился.
Кубик льда и стакан с тёплой водой (оба выдаются педагогом непосредственно в момент соответствующего эксперимента).
У педагога: ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, 2 ложки, шарф для завязывания глаз.
Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логическое рассуждение.
Организация занятия. Дети сидят за столами по двое. Оборудование поставлено на столы заранее. Кубики льда и стакан с тёплой водой выдаются непосредственно перед проведением опыта. Педагог надёжно укрыл их толстым полотенцем или иной тканью, чтобы вода и лёд сохранили необходимую температуру.
Ход занятия
Вступление.
- Ребята, сегодня вы узнаете, зачем человеку нужны те или иные органы.
Блок 1 – дифференциация понятий «часть тела» и «орган».
- Вы различаете, что называется частью тела и что – органом? У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Голова есть. Есть! Какая часть тела, называется головой? ( Ответы: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.) Зачем она нужна? ( Ответ: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)
- Туловище есть? (Педагог обводит туловище ребёнка широким жестом.) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри? (Руки, ноги, сердце, лёгкие. Называть более четырёх органов не следует.)
- Есть ли у человека хвост? Сейчас посмотрим. (Шутка.) Нет. А у животных есть. Бывает, что и дети рождаются с хвостиками, но у наших детей хвостиков нет. Органов у человека много. Я буду называть органы, а вы покажите их на себе. Глаз … Рука… Рот… Сердце… (Ребёнок кладёт руку на соответствующий орган. Называть более четырё х органов не следует: задача этапа – понять смысл слова «орган».) Поняли, что такое орган?
- Сейчас будем рассматривать все органы по порядку сверху вниз.
Блок 2 – волосы.
- Что располагается выше всего? (Педагог кладёт руку на голову, перебирает волосы. Ответ: волосы.) Познакомимся с их свойствами. Потрогайте свои волосы… Подавите их… Подёргайте… Те, кто сидят слева, закройте глаза, а сидящие справа осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? (Кто-то почувствовал, кто-то нет.) А теперь кто хочет – выдерните одну волосинку. Что почувствовали? ( Ответ: боль.)
- Кто сообразит, зачем нам нужны волосы? ( Ответ: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать её и защищать от жарких лучей солнца.)
Блок 3 – кожа.
- Что располагается ниже? ( Ответ: лоб.) Что внутри? ( Ответ: мозг.) Зачем нам мозг? ( Ответ: чтобы думать.)
- Чем сверху покрыт лоб? ( Ответ: кожей.) Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных участках тела. Мы изучим и её. Сидящие слева закройте глаза. Сидящие справа, приложите к коже товарища предметы, которые я дам. (Педагог даёт кубики льда.) Поменяйтесь ролями. (Педагог даёт стаканчик с тёплой водой.) Что почувствовали?
- Эрик, подойди сюда. Закрой глаза и определи, какой предмет я тебе дала. (Педагог протягивает предмет. Ребёнок легко его называет.) Наконец, каждый ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? (Боль.)
- Что может чувствовать кожа? (Тепло, холод, боль, прикосновение.)
Блок 4 – глаза.
- Что находится ниже лба? (Глаза.) Сейчас узнаем зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает ручку. Молчание.) А теперь? (Педагог берёт книгу. Молчание.)
- Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия.) Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть.)
- У глаз есть помощники и защитники. Изучим, зачем они.
- Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Что значит «моргать»? Какой орган в этом участвует? (Веки.) Зачем нужно моргать? (Ответы.)
- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки и ресницы? (Ответы.)
- Рассмотрим, зачем нужны брови. Те, кто находятся слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, возьмите пипетку, осторожно капните над бровью товарища и наблюдайте, куда потечёт вода. (Дети выполняют. Убеждаются, что вода растекается по брови и не попадает в глаз.) Поменяйтесь ролями. (Дети выполняют.)
- Зачем нужны брови? (Чтобы отводить пот со лба.)
Блок 5 – нос.
- Что ниже? ( Ответ: нос.)
- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы – другой рукой и сидите. (Педагог наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Зачем нужен нос? (Чтобы дышать.)
- Но у него есть ещё одна обязанность. Те, кто сидят слева, закройте глаза. Сидящие справа, развяжите узелок с ватой и поднесите к носу испытуемого. Что узнали испытуемые с помощью носа? (Кому-то достанется вата с запахом чеснока, кому-то – духов.) Поменяйтесь ролями. (Дети выполняют, взяв оставшуюся вату.) Так зачем нос? ( Ответы: дышать и различать запахи.)
Блок 6 – уши.
- Что находится немного ниже? (Педагог указывает на уши.)
- Проверяем, зачем они нужны. Плотно закройте себе уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова достаточно тихо, чтобы дети их не расслышали.) Откройте уши. Что я только что делала? (Говорили, мы это видели по губам.) Что я сказала? (Не слышали.)
- Ещё один опыт. ( Педагог производит за ширмой несколько действий: переливает воду из полного стакана в пустой, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой.) Что я делаю? (Дети легко определяют.) Так зачем нам уши? (Чтобы слышать.)
Блок 7 – рот.
- Что располагается ниже? ( Ответ: рот.)
- Проверим, зачем нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его. (Дети выполняют.) Теперь сожмите губки пальцами и скажите мама, папа, я иду гулять. (Дети не могут.)
- И ещё один опыт. Те, кто сидят слева, высуньте язычки. Те, кто сидят справа, возьмите спичку, обмакните вату в один из прозрачных растворов и прикоснитесь к кончику языка товарища. Что почувствовали? Использованную спичку положите на блюдце и поменяйтесь ролями. (Дети выполняют.) Что почувствовали?
- Так зачем нам рот? (Чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)
Блок 8 – шея.
- Что ниже? (Педагог показывает на шею. Ответ: шея.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запомнили.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют.) Вы видите столько же или больше? (Ответы.) Зачем нужна шея (Ответы.)
Блок 9 – руки и ноги.
- Узнаем, зачем человеку руки. Ваня, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (Чтобы брать предметы.)
- А теперь походите все по комнате, только без ног. Зачем нам ноги? (Чтобы ходить.)
Блок 10 – внутренние органы.
- Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Те, кто слева, будут подопытными. Те, кто справа, приложите ухо к груди своего товарища и прислушайтесь. (Педагог даёт некоторое время, чтобы дети расслышали удары сердца.) Поменяйтесь ролями.
- Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, печень, но о них мы будем говорить на других занятиях.
Заключение.
- А в конце ответьте мне на вопрос: нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку? (Нет.) А такой орган, который бы ничего не делал? (Нет.) Вот мы и молодцы. Хорошо поработали.