Татьяна Будакова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Цветы»
Конспект для занятий с детьми старшей группы (5 – 6 лет)
Интеграция областей: познавательное развитие
Задачи:
- Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Цветы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются полевые цветы; почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе и почему они называются ПОЛЕВЫМИ.
Материал: Иллюстрации с изображением цветов. Живые цветы. Семена, луковицы и корневища цветов. Интерактивная доска.
Подготовительная работа. Рассматривание живых цветов, иллюстраций с изображением цветов. Чтение книг, разучивание загадок о цветах.
Ход занятия
Воспитатель. Весна! Прекрасная погода. Давайте отправимся с вами в лес на волшебном вертолете. Сели. Раздается гудок «у – у – у!», вертолёт отправляется в путь. Тут мы видим белые полянки цветов среди полянок снега. Как вы думаете, что это за цветы? (Подснежники.) Верно, вот такие (показывает иллюстрацию). Кто расскажет, как выглядит подснежник, имеет ли запах, какой на ощупь? (Ответы детей.) Полюбовались подснежниками, и дальше, пока не увидели жёлтые поля. Что это за цветы? (Мать и мачеха.) Почему их так называют? Мы увидели целые поля цветов, поэтому их называют? (Полевые.) А за то, что они первыми цветут, как их еще называют? (Первоцветы.) Видите, лепестки мать и мачехи закрываются, значит скоро пойдет дождь. Идем дальше. Отгадайте загадки:
На лугу растет кудряшка – белая рубашка.
Сердечко золотое. Что это такое?
(Ромашка).
Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку. (Мак).
Неказистый, неприметный, он качает головой,
Не серебряный, не медный, а голубенький иль белый,
Это маленький цветок. Перезвоны, переливы
Не разносит ветерок (Колокольчик).
Очень яркий, синеглазый,
Любит прятаться во ржи (Василёк).
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Представьте себе, что у каждого из вас, кисти превратились в цветок. Покажите его.
Лепестки закрыты и плотно сомкнуты. (Руки изображают бутон)
Утром рано он закрыт (в исходное положение)
Но к полудню ближе (руки напоминают полураскрывшийся бутон)
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (напоминают раскрывшийся цветок)
К вечеру цветок опять закрывает венчик (опять соединяют пальцы вместе)
И теперь он будет спать до утра, как птенчик (ладошки складываются под щечку).
Воспитатель. Посмотрите, у всех цветов есть стебли, но они разные: прямостоящие (флоксы, колючие (розы, стелющиеся (настурция, с короткими стеблями (анютины глазки). Окраска у листьев разных оттенков зеленого цвета. Дети рассматривают иллюстрации, педагог повторяет название цветов.
Воспитатель. И сами листочки на ощупь разные. Вы когда – нибудь трогали их? Кто знает, какие они? (Гладкие – пионы, гладиолусы; ворсистые – бархатцы; шершавые – георгины).
И по форме соцветий цветы бывают разные.
А крупные яркие астры
В прозрачной сухой тишине
Так пестры и разнообразны,
Что видны и при луне.
Очень похож на звериную пасть,
Но только в нее не опасно попасть.
(Львиный зев)
Взгляните на белые лилии,
На стройность их стеблей тугих,
На их молодые усилия
Быть чище и выше других!
Все знакомы снами –
Яркие как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь яркими
Алыми гвоздиками.
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфетку,
(Ирис)
ФИЗМИНУТКА
Воспитатель. Предлагаю прогуляться. Встаньте! Темным лесом и зеленым лугом мы шагаем друг за другом. (Ходьба обычная.) Чтоб цветы не помять, ноги поднимаем. (Ходьба с подниманием колен.) И меж деревьями змейкой шагаем. (Ходьба змейкой.) Мы цветочки в поле увидали и, сгибая ноги, быстро побежали. (Ходьба в быстром темпе.) И опять мы ходим полем, лесом, лугом. Ищем мы цветочки, чтоб сплести веночки. (Ходьба врассыпную с приседаниями.) Вот букет красивый вскоре мы собрали. (Ходьба обычная.) И ковер нарядный на траве соткали. (Построение в круг.)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Многие цветы открывают и закрывают свои соцветия в определенное время и определенное время суток. Если все это знать, то в поле можно обойтись и без часов, например, мак открывает свои лепестки в пять часов утра, а три часа дня закрывает. А цикорий, он похож на василек, открывает свой бутон в пять утра, а уже в десять закрывает. Педагог читает стихотворение В. Викторова «Цветок».
Цветок на лугу
Я сорвала на бегу.
Сорвала. А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Воспитатель. Можно просто так рвать и бросать цветы? Ребята, как вы думаете, зачем цветы нам нужны? (Мы любуемся их красотой, они предсказывают погоду, помогают определять время, кормят пыльцой и нектаром насекомых.) А знаете ли вы, что многие цветы лекарственные? Если у Тани пропадет аппетит, мы ее напоим настоем корней одуванчика для всех детей можно приготовить салат, в них много витаминов. Заболит голова у Коли – напоим отваром из ромашки; заболят глаза у Кати – сделаем примочки из настоя василька; заболит горло у Вики – будем полоскать настоем календулы; будет кашлять Миша – дадим попить настоя из мать - и - мачехи.
Да здравствуют цветы
Всех видов всех расцветок –
И яркой красоты.
И скрытые меж веток…
Да здравствуют цветы!
Все, все они прекрасны!
Ш. Мгшвили
Педагог незаметно перепутывает иллюстрации, на которых изображены цветы, и показывает их детям.
Воспитатель. Посмотрите, как много разных цветов. Давайте устроим выставку. На один стол выставим садовые цветы, а на другой полевые. Дети расставляют иллюстрации.
Воспитатель. За полевыми цветами кто – нибудь ухаживает? А за садовыми? Как вы думаете, как размножаются полевые цветы? А садовые? Если однолетние растения – космея, календула, - то собирают осенью семена, а весной сеют. Если многолетние, то они размножаются по-разному (показывает луковицы гладиолусов). Корнями размножаются, например, пионы, ромашки. У гладиолусов, тюльпанов, нарциссов к осени образуются детки, и их рассаживают. Что необходимо для роста всех растений? (Тепло, вода, земля.)
Кто помогает маме или бабушке ухаживать за цветами? Как вы помогаете? (Ответы детей.) Посмотрите внимательно на нашу выставку, загадайте цветок. Кто опишет загаданный цветок, а мы отгадаем? Дети по желанию описывают.