Наталья Працевич
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ты гори, гори, моя лучина»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать представления детей о лучине, о ее возникновении, использовании в старые времена.
2. Расширять знания и о жизни и быте людей в древней Руси, ремеслами, требующими искусственного освещения (ткачество, прядение, чтение, рукопись, иконопись и др.)
3. Обогащение словаря: светцы, лучина, ткачество, прядение, иконопись, копоть, рукоделие.
4. Воспитывать интерес к истории предметов прошлого, основы безопасного поведения.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Ты гори, гори, моя лучина“» размещена в разделах
Материал: иллюстрации с изображением лучины в быту в старые времена, запись с русскими народными песнями «Лучина», «Лучинушка – лучина», настольная и напольная лучины со светцами, пластилин, стеки, палочки.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом. Звучит русская народная песня «Лучина»
Воспитатель.
Ребята, вы прослушали песню. Какая она по характеру? Как вы думаете, как она называется? (дети отвечают). А что такое лучина? (дети высказывают свои версии).
Воспитатель.
Посмотрите на мольберт, здесь расставлены картины с изображением различных осветительных устройств. Как вы думаете, на какой из них изображена лучина? Как вы догадались? Как вы думаете, от какого слова произошло слово «лучина»? Да, верно, от слова «луч». Действительно, пламя на горящей лучине похоже на луч солнца. Солнце в жизни людей значило очень много. Она давала людям свет, который помогал им.
Представьте, что мы с вами оказались в древней Руси. Чем бы мы занимались вечером, когда солнце уже не светило? (ответы детей).
Какими занятиями в давние времена занимались люди? (ответы детей).
По мере того как дети называют, воспитатель ставит на мольберт иллюстрации, где изображены занятия и промыслы людей: ткачество, прядение, вязание, резьба по дереву, плетение сетей, изготовление посуды, чтение, рисование.
Воспитатель.
Действительно, в то время людям приходилось тяжело без освещения, которым пользуемся сейчас мы. Люди старались делать работу в светлое время суток. Они ложились спать рано и рано вставали, чтобы успеть многое сделать. А когда темнело в доме, они использовали лучину.
Воспитатель ставит на пол и на стол светцы с лучинами, предлагает детям рассмотреть их.
Воспитатель. Ребята, что же такое лучина? (деревянная палочка). А как бы вы назвали подставку, на которой держится деревянная щепка или палочка? (ответы детей). На самом деле эта подставка называлась светцы. А от какого слова такое название? («свет») Как вы думаете, какой конец зажигали? Как вы догадались? (этот конец тонкий и быстрее загорится).
Воспитатель.
Много ли света давала лучина? (мало) Почему вы так думаете? (ответы детей) Вечерами люди собирались около лучины и занимались своими делами. Но лучина быстро прогорала, и ее приходилось менять на новую. Как вы считаете, удобна ли была лучина в использовании? (дымила, быстро прогорала, коптила). Почему под лучиной стоит миска с водой? (Дома, мебель и домашняя утварь в те далекие времена была сделана из дерева. Если огонь или искра попадали на дерево, то мог начаться пожар и сгореть весь дом. Поэтому под лучину ставили миску с водой).
Может случиться в жизни, что будет необходимость использовать лучину в наше время? Расскажите, когда лучина может помочь человеку (использовать жизненный опыт детей).
Воспитатель.
Ребята, хотите побывать в том далеком времени, почувствовать, как жили люди? Как это можно сделать? (ответы детей) (Подвести детей к желанию сделать лучину). Из чего ее можно сделать? (ответы детей).
Дети выбирают материал для работы (доски, пластилин, стеки, палочки).
Самостоятельная работа детей. Во время выполнения работы звучит русская народная песня «Лучинушка – лучина».
Воспитатель. Ребята, давайте поставим все лучины на поднос и посмотрим, что получилось.
Дети рассматривают работы друг друга, делятся впечатлениями.