Елена Климовских
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с природой старшая группа : «Воздух и его свойства»
Цель – обогащать и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства воздуха, экспериментирование
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить детей с понятием воздух и его свойствами.
Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Воспитывать живой интерес к окружающей жизни, любознательность.
Оборудование: Карточки с живой и неживой природой, домики; салфетки; полиэтиленовые пакеты; стаканы с трубочкой: емкость с водой; игрушки; презентация.
Ход занятия
Воспитатель: Вы любите разгадывать тайны. Я приглашаю Вас сегодня в настоящую лабораторию, где вы будете исследователями.
Но сначала возьмите карточки. У нас есть два дома. Один дом –живая природа – обозначим цветочком. Другой дом – неживая природа – обозначим солнышком. Подумайте и расселите жильцов по домам.
(Дети выполняют задание).
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание
(Ответы детей)
Кто живет в этом доме?
(Работают с жильцами неживой природой)
А кто живет в этом доме?
(Работают с жильцами живой природой).
А как можно одним словом можно назвать жильцов обоих домов? (Природа)
Вот мы с вами и построили большой общий дом природы. Но у нас с вами осталось одна карточка, как вы думаете, что она обозначает?
(Показывает карточку, с обозначением воздуха)
Отгадав загадку, вы узнаете правильный ответ на этот вопрос:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем,
Что же это? (воздух).
А теперь вдохните глубоко, а затем – выдохните. Что мы вдыхаем? Какой он? Ответы на вопросы вы получите в исследовательской лаборатории.
А теперь мы превращаемся в исследователей (Надевают халаты)
Чтобы попасть в лабораторию, мы должны сказать слова:
В лабораторию волшебную дорога нас ведет
Ворота открываются,
Смелей друзья вперед.
(Звучит голос. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ.)
Ну, вот мы и в лаборатории. А кстати, знаете ли вы, что такое лаборатория?
Лаборатория – место, где проводятся научные и экспериментальные опыты.
В лаборатории можно: внимательно слушать, размышлять,думать ;смотреть, трогать что-то руками и нюхать когда разрешат.
В лаборатории нельзя: кричать, мешать другим ребятам, пробовать что-то на вкус без разрешения.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный).
Давайте проведем 1– й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Опыт № 1: Поймай воздух- невидимку полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух- невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Он упругий, легкий. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух- невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Люди придумали закрывать воздух внутри некоторых предметов, и эти предметы очень хорошо служат людям в жизни. (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Опыт № 2: Плавающие предметы.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.
Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
Давайте проверим?
Опыт № 3: Пузырьки в стакане.
Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки. Пузырьки -это и есть воздух. Воздух легче воды, поэтому всплывает).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Воздухом мы дышим, попробуйте вдохнуть и задержать дыхание, пока я буду считать до пяти. Вы почувствовали, как это тяжело- не дышать?
Вывод: воздух необходим человеку для жизни.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять (зовут)
Воздух- невидимка,
Как тебя поймать (хлопки руками в стороны)
Если быстро-быстро в поле убегу (бег на месте)
Чистого -пречистого воздуха найду (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду (тянуться вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду (фонарики)
- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)
- Давайте проверим ваши предположения.
Опыт № 4: Движение воздуха.
Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.
- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?
Игра с веером.
Сначала дети складывают из бумаги веер самостоятельно.
Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.
- Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)
- А вы помните, как образуется ветер? Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.
- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор).
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
ГОЛОС»Ваше время истекло, пора возвращаться»
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.