Надежда Цыбуляева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предания старины»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Придания старины».
Цель: Научить детей изготовлению тряпичной «куклы- берегини».
Задачи:
1. Познакомить детей с обычаями русского народа «охранять свой дом оберегами»
2. Дать знания о кукле-берегине, последовательность её изготовления.
3. Развивать взаимодействие в совместной деятельности, оказывать помощь друг другу.
4. Воспитывать интерес к истории своего народа.
Словарная работа:
Оберег, «берегиня», тряпичная кукла, сундук.
Предварительная работа :
1. Разучивание потешек и прибауток
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Предания старины“» размещена в разделах
2. Чтение русских народных сказок; Маша и медведь, Гуси-лебеди,
3. Рассматривание кукол самоделок (из ткани, ниток, бумаги)
4. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта.
Материалы и оборудование:
1. Мини музей «Русская изба»
(макет печки, чугун, ухват, прялка, сито, сундук, рушники, часы)
2. Мультемедийная установка.
3. Коробка.
4. Тряпичные куклы.
5. Лоскутки ткани.
Ход занятия:
Воспитатель вносит коробку и начинает отдирать скотч
(чем привлекает внимание детей)
Вопросы к детям:
Как вы думаете? Что может быть внутри коробки?
Воспитатель достает из коробки старинные часы с кукушкой
Вопросы:
Что это? Что можно сказать о часах?
Как вы думаете, сколько им лет?
Почему вы так считаете?
Как можно сказать о этих часах?
Воспитатель:
Да ребята, это часы старинные. В наше время таких часов не увидишь, если только в музее. Эти часы мне достались от бабушки, иногда с ними случаются чудеса, ведь они сохранились из далекого прошлого.
Вопрос:
Кто из вас хотел бы отправится в далекое прошлое?
А в этом нам помогут эти старинные часы.
Нужно стрелки часов повернуть в обратную сторону, и мы с вами перенесемся в прошлое.
(Воспитатель переводит стрелки часов в обратную сторону.)
Воспитатель:
Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза, и в «Добрый путь».
(воспитатель вводит детей в групповую комнату, которая стилизована под русскую избу.)
Воспитатель:
Откройте глаза-вот мы с вами и в прошлом!
Вопросы:
1. Что вы видите?
2. Какие предметы вам знакомы?
3. Для чего в избе печка?
4. Как называется этот предмет?
Как его использовали? (показываем на чугунок)
5. А что это за палка с рогами?
Для чего она нужна? (показываем на ухват)
Воспитатель:
В старину ребята, в каждом доме можно было встретить такие предметы быта. Обратите внимание вот на этот предмет!
Как вы думаете, что это такое? (показываем на сундук)
Что можно хранить в сундуке?
Хотите ли вы узнать, что храниться в сундуке?
Воспитатель открывает сундук, где лежат тряпичные куклы.
Ребята посмотрите, из чего они сделаны? (из тряпочек)
Можно ли про них сказать, что они тряпичные?
С ними играли маленькие детки. Ведь в то время не было таких кукол как у вас, негде было их купить. Вот люди и мастерили их своими руками из остатков ткани.
Показ слайдов.
1 слайд. Люди во все времена любили свое жилище и своих детей.
2. слайд. Хотели уберечь от злых людей, от болезней и поэтому придумали вот таких кукол и называли куклы-берегини, взрослые верили, что кукла охраняет их детей днем и ночью.
3. слайд Куклы были разные. Но у всех кукол не было лица. Их наряжали, но не рисовали глаз, потому что они считали, что лица могут быть у живых людей. А куклы ведь не живые. Этих кукол берегли и дорожили ими.
Ни когда не разбрасывали, и хранили в сундуках.
Физминутка.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего., не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так.
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п. Присаживаются на корточки и одной рукой, подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Воспитатель:
А вы хотели бы сделать себе тряпичную «куклу-берегиню»?
Дети рассаживаются за столы.
(на которых разложены лоскутки, нитки на каждого ребенка)
Воспитатель:
С начала нужно взять большой лоскут белой ткани, свернуть его плотной трубочкой, что бы он был похож на столбик. Сложить пополам, перетянуть ниткой верхнюю часть- это будет шея. Брем другой лоскуток (который поменьше) так же сворачиваем в тугой столбик, протягиваем через верхнюю часть нашего тела получились- ручки. Осталось нарядить нашу куклу. Возьмем цветной лоскуток, обмотаем нашу куклу получится-сарафан. Поверх сарафана повяжем фартук, что бы сарафан не размотался. Затем из еще одного лоскутка повяжем косынку. А теперь попробуйте сделать сами.
(Дети самостоятельно выполняют работу.)
Воспитатель:
Вот какие куклы у вас получились. Они будут беречь вас и ваши дома, отнесите их домой и расскажите родителям о них.
Теперь нам пора возвращаться в настоящее!
(Воспитатель берет часы и вращает стрелки в перед.)