Марина Аверина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Кто живет в лесу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о диких животных нашего края.
Задачи: - продолжить знакомство детей с животными леса, их особенностями поведения и кормления в зимний период;
- развивать у детей интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты; - воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: игрушка-медвежонок; картинка «Паровозик из Ромашкова»; компьютерная презентация «Животные леса»; игрушка ежика; рисунки ежей и прищепки для игры, набор овощей и фруктов; рисунок рыбки, сороки и зайца.
Ход занятия.
I. Дети встают в круг и говорят:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Кто живет в лесу?“» размещена в разделах
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Здравствуйте ручки (хлоп, хоп, хлоп,
Здравствуйте ножки (топ, топ, топ,
Здравствуйте щёчки (плюх, плюх, плюх,
Здравствуйте губки (чмок, чмок, чмок,
Здравствуйте зубки (щёлк, щёлк, щёлк,
Здравствуй мой носик (бибип,
Здравствуйте гости (обращение к присутствующим гостям).
Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Я предлагаю вам подойти к нашим гостям, поздороваться с ними и познакомиться с теми, кого вы не знаете.
II.
Раздается стук в дверь групповой комнаты.
Воспитатель.
Кто-то к нам стучится. (Вносит игрушечного медвежонка.) Посмотрите, кто к нам пришел? (Медвежонок.) Поздоровайтесь с ним. (Дети здороваются, поочередно пожимая лапку игрушке.) Посмотрите на медвежонка. Что любят есть медведи? (Мед, ягоды.) Правильно, но кроме ягод и меда медведи выкапывают из земли сладкие корешки и умеют ловить рыбу. Летом они бродят по лесам, а на зиму укладываются спать в теплую берлогу и не просыпаются до самой весны. Медвежонок, ты почему не спишь? Как вы думаете, почему наш гость-медвежонок не уснул? (Предположения детей.) Медвежонок вместе со своей мамой медведицей работают в цирке. Поэтому они не засыпают на зиму. Каждый день медведица выступает на цирковой арене. А маленький медвежонок только готовится стать артистом. Он, как и вы, любит играть. Давайте с ним поиграем!
Проводится игра «Где мишка?»
Дети закрывают глаза, воспитатель прячет медвежонка. Дети открывают глаза и ищут его. Игра повторяется 2-3 раза.
III.
Воспитатель: Медвежонку понравилось с вами играть. Наш медвежонок никогда не видел леса. И не знает как живут дикие животные в лесу. Поможем ему увидеться с лесными животными? (ответы детей). Тогда я предлагаю отправиться вместе с ним в зимний лес. Согласны? (ответы детей). На чём мы поедем? (ответы детей). Ребята, посмотрите, на запасном пути нас ждёт паровозик из Ромашкова.
Раздается гудок. Дети встают друг за другом, идут по групповой комнате и поют вместе с воспитателем.
Быстро мчит паровоз
Мимо сосен и берез.
- Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Я по рельсам лечу.
Так-так-так! Так-так-так!
Так колеса стучат.
Воспитатель: Паровоз замедлил ход. Приехали! Красиво в зимнем лесу! Как много здесь берез, елок, сосен, дубов! (слайд №1)
Интересно, каких зверей мы можем встретить в лесу? (Зайца, лису, волка.)
1. На снегу чьи-то следы. Интересно, кому они принадлежат? (предположения детей) (слайд №2) Чтобы узнать чьи это следы,нужно отгадать загадку.
С ним играть опасно в прятки.
Мчит бедняжка без оглядки.
След запутал и прилег:
Обмануть лисицу смог
(Заяц). (слайд №3)
Воспитатель: Заяц серую шубку меняет на белую. Трудно волку и лисе хитрого зайца на белом снегу отыскать Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)
Воспитатель: Я, кажется, слышу чьи-то голоса… Мишка, ты слышишь? Это разговаривают сорока и заяц, хотите узнать, о чем они говорят.
- Слушай, Заяц, - говорит Сорока - все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
- А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капусту).
2. Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает? Чтобы узнать, нужно загадку отгадать.
Прыгаю по веткам
Ловко и проворно.
Орехи собираю
Крупные, отборные.
Скоро явится зима –
Подготовлюсь к ней сама.
Шишку, желудь и грибок
Заготовить нужно впрок.
(Белка) (слайд №4)
Воспитатель: Чем питается зимой белка? (ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников). (слайд №5) Правильно, ребята, белочка очень запасливая, ещё с лета она заготавливает грибы, ягоды, орехи и складывает их в свою кладовую. В дупле у неё тепло и сухо. В самые сильные морозы белка не выходит из дупла. Белочка тоже меняет шубку: летом она рыжая, зимой серенькая. Это для того, чтобы её не заметили хищные птицы и куница - её первые враги.
3. Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд №6) (ответы детей). Мишка, ты как думаешь?
Отгадайте мою загадку и узнаете, кто хозяин норы.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее — … (Лиса) (слайд №7)
Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что оставим в подарок лисоньке? (рыбку).
4. Воспитатель: Посмотрите, под елкой ещё одна норка, а в ней кто-то спит. (Достает из-под елки игрушечного ежа.) Кто это? (Ежик.) Наш медвежонок не понимает, почему еж зимой спит. Ведь ежик не медведь. Ежи засыпают потому, что зимой не могут найти себе корм. Они питаются насекомыми, ягодами, грибами, сладкими корешками. Давайте не будем будить ежа. Пусть спокойно спит до весны. (Кладет игрушку под дерево.) А мы с вами поиграем. На столах приготовлены игрушечные ежи но у них не хватает колючек. Каков цвет ежа, такие и должны быть колючки. Колючками будут разноцветные прищепки. Выбирайте себе ежей (дети выполняют задание).
Воспитатель: А теперь погладьте ежей. Какими они стали? (Колючими.)
- Что ты, еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай!
- Знаешь, кто мои соседи?
- Лисы, волки и медведи!
Воспитатель: Вы помогли ежам вернуть их иголки. Ежики говорят вам большое спасибо!
5. Воспитатель: Ребята, вот кажется ещё одни следы на снегу, чьи они? (слайд№8)
Чуть копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось) (слайд №9)
Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось? (Лось питается ветками деревьев)
Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники. Это люди, которые следят за лесом и за животными в лесу. Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено) (слайд №10).
IV.
Воспитатель: Очень понравилось медвежонку в лесу, но ему пора возвращаться к маме-медведице. Попрощайтесь с лесными зверями и садитесь в поезд. Наш паровозик из Ромашкова уже заждался и успел замёрзнуть.
Дети идут по кругу и говорят слова.
Быстро мчит паровоз
Мимо сосен и берез.
- Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Я по рельсам лечу.
Так-так-так! Так-так-так!
Так колеса стучат.
- Вот мы и дома. Понравилось вам в лесу? А тебе мишка понравилось? Что особенно вам понравилось?
- Каких животных мы встретили в лесу? (ответы детей).
Я предлагаю проверить,как хорошо мы с вами теперь знаем следы животных. На экране следы, вы должны ответить, чьи они. После ответа появится животное, которому они принадлежать.