Лилия Губайдуллина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весенняя сказка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема : «Весенняя сказка»
старшая группа
ДОО: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интегрированные задачи:
1. Образовательные: закрепить представления детей о природных явлениях весной, названия перелетных птиц, первоцветов, закрепить умение обобщать одним словом,
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Весенняя сказка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение ориентироваться в пространстве (находить «право», «лево», «вверх», «низ», развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память, закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – кляксография трубочкой, активизировать словарный запас, развивать связную речь.
3. Воспитывающие: интерес к явлениям природы, любознательность, бережное отношение к природе.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Ожидаемый результат: дети имеют представления о весенних явлениях природы, ориентируются в пространстве, находят правую, левую сторону, верх, низ, владеют навыками рисования в нетрадиционной технике – кляксография трубочкой, отвечают на вопросы воспитателя полным предложением, используют обобщающие понятия, делают умозаключения, у детей развита память, слуховое восприятие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Весна», чтение художественных произведений о весне, проигрывание словесных игр, разгадывание загадок, рисование солнца, вырезание из бумаги листьев.
Словарная работа: весна, проталины, перелетные птицы, первоцветы.
Материал: мультимедийный проектор, полотно, презентация к занятию на тему «Весенняя сказка», конверт с письмом, мяч, музыкальная колонка, аудиозапись с мелодией для игры «Веснянка», ватман.
Раздаточный материал: коктейльные трубочки, гуашь желтого цвета, салфетки для рисования, непроливайки с водой, кисточки для рисования, пластилин зеленого цвета, коктельные трубочки со стеблем (по 1 на каждого, пластмассовые ложки (по 3 шт. на каждого).
Ход:
1. Организационный момент
В: Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся!
2. Сюрпризный момент
(воспитатель обращает внимание на стук в окошке).
В: Ой, ребята мне показалось или вы что-то слышали. (на слайде появляется Каркуша)
- Дети, а кто сегодня к нам прилетела? (Каркуша)
– Узнали, молодцы, а Каркуша очень, обеспокоена. Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, и она просит вас помочь ей позвать весну в лес. Поможем ей?
В: А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать.
- Каркуша прилетела к нам с интересной волшебной книгой, которая называется «Весенняя сказка». Предлагаю вам вместе с Каркушей отправиться в сказку! Хотите? Я расскажу вам сказку, а вы мне поможете.
3. Рассказывание сказки о весне (дети садятся полукругом перед экраном мультимедийного экрана, воспитатель рассказывает сказку, а на экране появляются картинки демонстрирующие события сказки).
«Жила-была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей – Зима, Весна, Лето, Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть они и были разные. Все времена года жили дружно и по очереди правили миром. Каждый год сестрица Весна – пригревало солнышком землю, украшала все цветами, первой зеленой травой. Но однажды Зима поссорилась с Весной и не захотела уступить ей место. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, я знаю, как победить холод и пробудить природу от зимнего сна! Подумала весна, кто же ей может в этом помочь и придумала.
В: Посмотрите ребята внимательно на экран (на экране появляются картинки костер, лампочка и солнце).
- Как вы думаете, что же поможет Весне победить холод? (Солнце).
- А почему вы так решили? (Ответы детей).
- Может ли костер растопить снег? (Ответы детей).
- Как вы думаете лампочка растопит снег, обогреет землю? (Ответы детей).
В: Весна тоже решила, что солнце может ей в этом помочь.
4. Задание «Расскажи приметы весны»
В: Солнце стало ярче светить и пригревать землю. А что же еще стало происходить в природе?
(Весной тает снег, бегут весенние ручейки, дети пускают кораблики, с крыш капают сосульки, появляются первые проталинки, ежик и медведь просыпаются ото сна, просыпаются насекомые, распускаются первые весенние цветы – подснежники, одуванчики; дни становятся длиннее, а ночи короче, дует теплый весенний ветер, прилетают перелетные птицы и начинают вить гнезда, на деревьях набухают почки).
(дети называют признаки весны, использую мнемотаблицу).
5. Игра «Какой птицы не стало»
В: Прилетели птицы и стали вить гнезда.
- Посмотрите, где сидит скворец. (Скворец сидит на скворечнике).
- Назовите птицу, которая сидит на верхней ветке, слева? (На верхней ветке слева сидит кукушка).
- Назовите птицу, которая сидит на нижней ветке, справа? (На нижней ветке справа сидит соловей).
- Назовите птицу, которая сидит на верхней ветке, справа? (На верхней ветке справа сидит грач).
- Назовите птицу, которая вьет гнездо под крышей дома? (Вьет гнездо под крышей ласточка). (Без наглядности по памяти).
- Назовите птицу, которая вьет гнездо на крыше дома? (На крыше дома вьет гнездо аист). (Без наглядности по памяти).
- Как одним словом их можно назвать? Почему? (Перелетные птицы, потому что осенью птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются).
В: Каркуша предлагает поиграть с птицами в интересную игру, для этого вам нужно закрыть глаза, после чего открыть и отгадать какой птицы не стало.
Обратите внимание на экран (на экране поочередно пропадают птицы).
В: Молодцы ребята всех птиц отгадали, а сейчас приглашаю вас поиграть в игру. Для этого вам необходимо встать в круг и взяться за руки. Наша игра называется «Веснянка».
6. Хороводная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко – золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, что бы не погасло. Побежал в саду ручей (бегут дети по кругу)
Прилетело сто грачей (имитируют взмахи крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают)
А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх).
В: Увидела Зима, что Весна помощников зазывает и решила придумать задание. Давайте поможет Весне и выполним его. А чтобы выполнить его нужно быть внимательным.
7. Задание «Составь цветок»
В: Весной на проталинках появляются первые весенние цветы. Какие цветы вы уже догадались? Сейчас я предлагаю вам сделать подснежники. А что нам понадобиться для работы? Посмотрите перед собой? (дети перечисляют необходимый материал).
Мы с вами уже сделали заготовки: 1) к стеблю приклеили лист, 2) отрезали у ложки ручку. Сейчас нам остается слепить конус, на который мы прикрепим лепестки и стебель.
-Как по - другому мы можем назвать подснежник? (Первоцвет). Почему?
7. Дидактическая «Верно-неверно»
В: Сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте, если они относятся к весне и топайте, если не относятся. Будьте очень внимательны! Слова: Снежинки, проталины, вьюга, сосульки, тает, журчит, тает, морозит, прилетают, капель, снегопад, подснежник, почки, теплое солнце, метель, ярче, припекает и т. д.
9. Рисование в технике кляксография трубочкой
В: Каркуша внимательно наблюдала, как вы выполняли задания и очень рада, что вы так много знаете о весне. Но чтобы зима отступила, Каркуша предлагает, нарисовать большое, яркое солнце, которое растопит снег и согреет землю. Вспомните, как мы с вами начали рисовать солнце. Мы сделали заготовку, нарисовали только круг. Осталось нарисовать лучи. Зима заколдовала солнце, и разделила его на мелкие части. Давайте поможем весне дорисуем лучики и соберем солнце из частей.
Воспитатель поясняет последовательность работы:
- Предлагаю вам занять свои рабочие места (дети садятся за столы).
- Сели прямо, выпрямили спинки, ножки подружили, руки сложили перед собой.
- Посмотрите внимательно, что нам понадобиться для работы (дети, поднимая руку, перечисляют: краска желтого цвета, лист бумаги, коктейльные трубочки, салфетки для рисования, непроливайки с водой, кисточки).
В: Лучики Каркуша предложила нарисовать с помощью трубочек. Посмотрите, как мы будем рисовать.
- самостоятельная работа детей.
- индивидуальная помощь затрудняющимся.
(каждый ребенок несет свою часть солнца и создается общая композиция)
В: Молодцы! Какое красивое солнце у вас получились. Оно поможет весне растопить снег.
10. Завершение сказки (дети садятся полукругом).
В: Увидела сестрица Зима, наше яркое, жаркое солнце и напугалась, что не сможет бороться с Весной, когда у нее такие помощники. Попросила сестрица Зима прощения у Весны, поняла, что нужно уступать друг другу. Простила Весна сестрицу и вступила в свои владения. Вот на этом наша сказка заканчивается. А Каркуша благодарит вас и обещает к нам вернуться.
13. Рефлексия