Ирина Иванова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русские богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Знакомство детей с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря»
-Пополнение словарного запаса (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава).
- Развитие общей моторики (координация речи с движениями)
- Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества, интереса к изобразительному творчеству
Оборудование:
- Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»;
- Иллюстрации: кольчуга, шлем, меч, шит.
Предварительная работа:
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Рассматривание иллюстраций на тему «Русские богатыри». Чтение книги «Былины» в обработке А. Н. Нечаева. Рассматривание иллюстраций сказок. Просмотр мультфильма «Три богатыря».
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такие богатыри? Давайте сегодня об этом и поговорим. Мы с вами живем в стране Россия это наша Родина. Родина – значит родная.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. Древнерусское государство со столицей в Киеве называлась Киевская Русь — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда племён. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно. Богатыри.
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину.
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен : с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою. Любит богатырь Родину и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует. Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Воспитатель: Встретились ли в моем рассказе непонятные слова?
Дети: Да, застава, булат, палица.
Воспитатель: Застава- это богатырская граница. Булатная палица это – два слова: булат – старинная узорчатая сталь, палица- тяжёлая дубинка с утолщенным концом, ещё было слово колчан. Колчан это сумка для хранения стрел.
Воспитатель: Ребята расскажите откуда вы знаете о богатырях?
Дети. ответы
Воспитатель: А еще мы с вами читаем былины и из былин узнаем про богатырей. А что такое былина? От какого слова оно происходит? Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри? Давайте отвлечемся и проведем физкультминутку «богатыри»
Богатырь - вот он каков : Показывают силача
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, Имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, Поднимаем руки высоко вверх
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Ребята, а я вам не все новые слова объяснила которые встретились нам сегодня.
Сейчас я загадаю вам загадки про эти слова.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга.
Воспитатель: Правильно. Ведь кольчуга сделана из колечек.
Следующая загадка
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом.
Дети: ответы
Воспитатель: Это Шлем. Следующая загадка
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята. Видите, как много интересного мы сегодня узнали. А я вам предлагаю, когда вы придете домой, посмотреть вместе с родителями фильм про богатырей.