Анна Михайлова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды»
Цель: Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.
Задачи:
1. Дать детям представление о происхождении одежды
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в прошлое одежды“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- История одежды, путешествие в прошлое одежды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
2. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
3. Воспитывать бережное отношение к одежде
4. Учить устанавливать отношение между материалом (бумага и ткань)
5. Развивать восприятие, зрительную и тактильную память.
Демонстрационный материал:
1. Куклы в одежде из листьев, шкур, льняной рубашке, в пышном бальном платье, в современной одежде.
2. Опыт «бумага и ткань»
3. Картинки льна и хлопка.
Предварительная работа:
1. Изготовление одежды для кукол
2. Рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени
3. Проведение познавательных занятий об одежде, о профессии «швея».
4. Разучивание стихотворения «Портниха» Г. Ладонщиков.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Воспитатель: Дети, сегодня мы узнаем много интересного
А для начала мы поиграем. Слушайте меня внимательно.
Игра на слуховое внимание.
- Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета жёлтая футболка и чёрные шорты (садятся дети в жёлтых футболках и чёрных шортах).
- Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).
- А теперь садитесь все остальные.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (корзина) Эта корзина не простая, в ней находятся волшебные предметы, хотите узнать, что это за предметы? (да). Тогда отгадайте е загадки:
Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт. (ножницы)
Нитку за собой ведет,
Вышивает, платья шьёт,
Очень остренька и колка.
Угадали что? - (иголка)
Безделица в петлю попала.
(Пуговица)
(Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы). А как вы думаете, что между ними общего?
Воспитатель. Молодцы! Благодаря этим предметам мы может шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду? Я знаю. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот кого я коснусь рукой тот же час окажется в прошлом.
Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму.
Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Посмотрите, вот мы и очутились с вами в путешествии, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и слушайте.
Показ картинок древних людях с комментариями воспитателя.
- Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Нот растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?
Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев.
Воспитатель:
- можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и вера. (Показывает куклу, одетую в юбку из листьев).
Воспитатель. Хорошо придумано? Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде?
Дети. Нет.
Воспитатель. А почему нельзя зимой находиться на улице, в одежде из листьев?
Дети.
- потому что зимой холодно,
- мы замерзнем,
- нам будет холодно, и мы будем болеть.
Воспитатель. Правильно, ребята. Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо - подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных. (демонстрирует куклу в одежде из шкуры животных)
Какие вы знаете вещи, сделанные из шкур животных?
Дети.
- шапка из шкурки зайца, шапка из шкурки лисы, шуба из кролика.
Воспитатель. Эта одежда удобнее одежды из листьев?
Дети. - Да.
Воспитатель. Почему?
Дети. - В ней не холодно зимой.
Воспитатель. А летом?
Дети.
- летом в шкуре жарко,
- она тяжелая,
- она плохо держится на теле.
Воспитатель. Молодцы. Зетам, люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава-лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя. А чтобы ткань не падала мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. (Воспитатель показывает куклу в рубахе.) мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой.
Стали появляться разные виды тканей шерстяная, льняная, хлопчатая и другие
Давайте посмотрим какая ткань на ощупь?
Как вы думаете, к какому миру относится одежда из ткани? Дети: К рукотворному миру.
Воспитатель: Правильно, потому что ткань сделана руками человека. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать её, появилась разная одежда.
Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Банты, кружевные воротники, пышные юбки. Нарядная одежда подчёркивала достоинство человека, его красоту. (Дети рассматривают куклу в пышном бальном платье).
Дети рассказывают разученное заранее стихотворение
Портниха
Лена куклу нарядила:
Платье новое ей сшила,
На подол и рукава
Пристегнула кружева.
Куклу хвалят все игрушки:
"До чего ж красив наряд!"
Лену хвалят все подружки.
"Вот портниха!" - говорят.
Г. Ладонщиков
Воспитатель: Постепенно люди пришли к одежде, которую мы носим с вами. У современного человека очень много одежды. Человек ходит на работу, носит дома, надевает на праздники. В разных случаях ему нужна разная одежда.
Чтобы сшить одежду люди затрачивают много труда. Поэтому к одежде нужно относиться бережно, тогда она будет вам служить долго, и вы всегда будете красивыми.
Ребята, вы поняли, как люди научились шить одежду? (Да)
Игра «Ровным кругом.» (физ. минутка)
Воспитатель. - Ребята, скажите с помощью каких инструментов делают одежду?
Дети.
- с помощью нитки,
- с помощью иголки,
- ножниц,
- пуговиц и украшений.
Воспитатель. - А сейчас мы с вами встанем в круг и представим, что мы шьём платье. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.
Воспитатель и дети образуют круг и идут произнося:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг, стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…
Воспитатель показывает действия (вдеваем нитку в иголку,
Режем ножницами, шьём, пришиваем пуговицу., а дети повторяют и называют его действие.
- Вот молодцы, ребята! Красивое платье мы с вами сшили.
Опыт сравним бумагу и ткань
восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»)
Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Возьмите бумагу и сомните её. Вы услышали звуки при смятии бумаги? Какой звук услышал Ваня? А Катя? (бумага громко шуршит, бумага издаёт шум, громкий звук). А теперь сомните ткань. Какой звук услышали? (звуков не услышали, ткань не шуршит, звуков не издаёт).
определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется
Воспитатель: А теперь попробуйте ещё раз смять бумагу и ткань. Что легче мнётся бумага или ткань? (бумага помялась, а ткань – нет, бумага мнётся легче, а ткань не мнётся). А теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? Одинаково ли разгладились ткань и бумага? (Ткань расправилась, разгладилась, на ней не видно следов смятия, осталась гладкой, не помятой; а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается).
определение прочности бумаги и ткани
Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать бумагу. Разорвите бумагу. Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать). Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами). А чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой). Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани!
Воспитатель. - Молодцы, ребята, вот и заканчивается наше путешествие в прошлое одежды, и пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза.
Вокруг вас я обойду, в садик вас верну.
Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Подведение итога.
Воспитатель:
- Скажите мне, куда мы с вами путешествовали? (в прошлое одежды).
- Что нового вы узнали пока были в путешествии?
- Из чего раньше делали одежду?
- Каким инструментами пользовались для изготовления одежды?
Воспитатель. -Правильно, молодцы, ребятки. Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы. А на следующем занятии по рисованию, мы с вами будем рисовать узоры для платьев. Вы дома подумайте и придумайте узоры для красивых и нарядных платьев.
Самоанализ занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды». Средняя группа.
Цель: Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.
Задачи: - Дать детям представление о происхождении одежды
- Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
- Воспитывать бережное отношение к одежде
- Учить устанавливать отношение между материалом (бумага и ткань)
- Развивать восприятие, зрительную и тактильную память.
При планировании занятия мною учитывались возрастные особенности детей, их творческие способности, уровень двигательной активности. Знания опыт, полученные на предшествующих занятиях.
Содержание занятия насыщено различными игровыми методами и приемами, достаточной двигательной активностью детей. В занятие включены беседа, перемещение по комнате, физкульт. минутка, сюрпризные моменты (корзинка с инструментами для шитья одежды, загадывание загадок, подвижные игры (игра на слуховое внимание и игра «ровным кругом», наглядный материал (демонстрация кукол в одежде из листьев; из шкур животных; льняная рубашка; пышное, бальное платье; в современной одежде). На занятии обращала внимание на дифференцированный подход к детям, старалась активизировать всех детей.
В течении всего занятия у детей был повышенный интерес, и высокая активность. Дети искренне удивлялись сюрпризным моментам, с удовольствием участвовали в опыте, был подведен итог учебной деятельности, дети хорошо отвечали на заданные вопросы. Отсюда вывод, что дети хорошо усвоили материал.
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста –20 минут.
Проведенное в игровой форме занятие, вызвало интерес, который присутствовал до конца занятия. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.