Светлана Воротникова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Почему предметы движутся?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
(исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование).
Подготовительная группа.
Направление образования и развития (образовательная область) :
познавательное развитие.
Тема: «Почему предметы движутся?».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Почему предметы движутся?“» размещена в разделах
Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения.
Формирование представления детей о движении предметов.
Сформировать у детей знания о физических понятиях:«сила», «трение», «инерция»;показать пользу трения. Обогащение активного и пассивного словаря:«сила», «трение», «инерция».
Развивающие:
развивать связную речи.
Воспитательные:
воспитывать желание узнать о движении предметов.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, рассматривание, экспериментирование.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование: большая машина на верёвочке, мяч, кубик, мягкая игрушка, 2 маленьких машины и две игрушки на них.
Ход занятия.
1. Вводная часть (мотивация).
Каждый день – всегда везде,
На занятиях, в игре,
Чётко, громко говорим
И тихонечко сидим.
-Ой,слышите?Какой-то шум (прислушивается). Посидите тихонько, я пойду посмотрю кто так шумит. (воспитатель уходит в раздевалку и привозит за верё вочку машинку с игрушками: мячом, кубиком, мягкой игрушкой.)
-Какой-то грузовик? Как вы думаете, зачем он к нам приехал?
(ответы детей)
-Да, интересные предположения, но что же всё-таки хотят от нас?
Ой, ребята, смотрите, письмо! Хотите узнать что в нём написано?
Письмо: «Здравствуйте ребята, Пишет вам Незнайка из Цветочного города. Вот уже много времени мне не даё т покоя вопрос: Почему эти предметы двигаются? Пожалуйста, помогите мне!».
- Ребята, а вы знаете почему они двигаются (ответы детей)
- Что им помогает двигаться? А вам интересно узнать? Поможем Незнайке (ответы детей)
-Я вам и Незнайке предлагаю поиграть в учёных и провести настоящее исследование. Вы согласны?
2. Основная часть.
-Итак, мои маленькие учёные, как мы можем добыть информацию о нашем исследовании и какими способами? ( ответы детей: Можно прочитать, посмотреть в интернете, узнать у кого-нибудь.)
1 эксперимент «Сила»
-Итак, почему движутся предметы? Раз мы с вами учёные, то нам необходимо провести опыт: Как заставить машину двигаться?
Ребята, как же нам заставить машину двигаться ( ответы детей: дёрнуть за верёвку, толкнуть)
(Воспитатель подзывает ребёнка и просит заставить машину двигаться. Дети пробуют дёрнуть и толкнуть)
-Ребята,что заставило машину начать движение? (Мы потянули, толкнули.)
-Ребята,а как заставить двигаться мяч? (Надо его толкнуть.)
(Воспитатель подзывает ребёнка и просит толкнуть мяч. Дети толкают мяч, наблюдают за движением)
-Что заставило двигаться все эти игрушки (Мы толкали, тянули.)
Вывод:
Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают. То, что тянет или толкает их, называется силой.
-Ребята, так кто заставлял сейчас двигаться машину и мяч (Мы.)
Правильно! Мы с помощью своей силы заставляли двигаться предметы, толкая их.
-Ребята, скажите, что такое сила (сила — это то, что заставляет двигаться предметы)
2 эксперимент «Трение»
-Это мы с вами выяснили, но для чего нам нужен кубик? Как вы думаете, почему?
Вспомните, что хотел Незнайка узнать? Почему эти предметы двигаются?
-Предлагаю вам провести опыт с кубиком. Для этого вам потребуется работать в паре. Пройдите за столы. А теперь поочереди толкайте шарик и кубик друг другу.
- Что вы чувствуете (ответы детей)
Вывод: когда мы толкаем предметы, они трутся друг о друга и возникает другая сила — сила сопротивления. Она называется «трение».
- Так что же такое «трение»? (ответы детей)
-Правильно! Молодцы! Ребята, я предлагаю вам отправится на прогулку. Хотите со мной на прогулку? На чём мы можем это сделать? (ответы детей)Я предлагаю на автобусе!
Игра-опыт «Движущийся автобус»
Подходите ко мне. Давайте представим что мы едем в автобусе. Я буду водитель у девочек, а (Рслан) будет водитель у мальчиков, а вы все пассажиры. Девочки, держитесь за меня, а мальчики - за Руслана и отправляемся в путь.
Мы по улице шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело, мы идём вперёд,
Где пешеходный переход (резко остановились)
-Ребята,легко ли вам было остановиться? (Нет) Почему? (По инерции пытались продолжать двигаться)
Ребята,какой вывод мы можем с вами сделать из нашей поездки (в транспорте нужно держаться за поручни)
-Правильно, ребята!
3 эксперимент «Инерция»
-Ребята, слышите,по-моему, где-то произошла авария. Присаживайтесь на стульчики, а я посмотрю в чём дело. (дети садятся на стульчики, а воспитатель приносит 2 машины, в одной машине игрушка привязана, а в другой нет)
- Ребята, случилась небольшая авария. Две машины столкнулись друг с другом.
- Вы хотите узнать как это случилось?
(воспитатель просит двух детей помочь толкнуть машины друг в друга)
- Ребята, давайте посмотрим что произошло. (Дима) и (Маша) толкнут машинки навстречу друг к другу (толкают. Непривязанная игрушка упала)
- Что случилось с водителями-игрушками (ответы детей)
- Какой вывод мы можем сделать из увиденного (надо пристёгиваться)
Вывод: водитель или пассажир падает потому, что на него действует одно свойство - инерция. И даже стихотворение написали об этом:
Упрямые вещи на свете живут,
Инерцией это упрямство зовут.
3. Итог (Рефлексия).
-Ребята, как вы думаете, теперь Незнайка будет знать что такое трение, сила, инерция и как это действует?
-Ребята,как думаете, нам пригодится эта информация?
- А где мы нашли эту информацию?