Гюллер Ашурова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала воспитатель: Ашурова Г. А.
Цель: формировать представление о перелётных и зимующих птицах.
Задачи:
- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, объяснять их различие по существенному признаку (возможность удовлетворения потребности в пище);
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Зимующие и перелетные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли);
- сформировать представление и закрепить классификацию птиц на примере зимующих (ворона, воробей, синица) и перелётных (ласточка, грачи, скворец);
- формировать у детей умение описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их;
- обогащать словарь путё м введения слов: корм, перелётные, зимующие;
- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
Материалы и оборудование: иллюстрации на тему: «Зимующие и перелетные птицы», аудиозапись голосов и пения птиц, загадки про птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы начнем наше занятие с загадки,отгадав ее,вы поймёте, о чем мы будем сегодня говорить.
В небесах они летают,
На деревьях восседают,
И живут и там, и тут,
А еще они поют.
Как одежду перья носят,
Радость в нашу жизнь привносят. (птицы)
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы сегодня с вами поговорим о птицах. Давайте послушаем голоса птиц.
В последнее время, я заметила, что птиц остаётся всё меньше и меньше. Как вы думаете, с чем это связано?
Дети: Птицы улетели на юг!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что наступили холода.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А какое время года наступает за осенью?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, ребята, с наступлением холодов птицы улетают в теплые края.
Ребята, скажите, а как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: Птицы, которые улетают в теплые края, называются перелетными.
Воспитатель: Чтобы узнать, какие птицы перелетные, отгадайте загадки.
Как на доме, на карнизе.
Прилепила птичка снизу.
Гнездышко, как вазочка.
Эта птичка - (ласточка).
Кто весною прилетает?
Звонкой песней развлекает?
Для кого готов дворец?
Ну, конечно же… (скворец).
Весной поет красиво.
Прилетает из полей
Наш любимый (соловей).
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – черный (грач).
Воспитатель: Ребята, а скажите, чем птицы похожи?
Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.
Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?
Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голоса.
Воспитатель: Ребята, как мы видим на картинках, тело птиц покрыто перьями, которые защищают их от холодов. Так, давайте же подумаем, почему все-таки птицы улетают в теплые края?
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает).
Воспитатель: Ребята, зимой прячутся насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т. к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы. Перелётные птицы не умеют делать себе запасы корма на зиму и добывать его в из-под снега. Весной, когда уже тепло, они прилетают обратно, вьют гнезда, выводят птенцов. Летом их задача- кормить и научить своих птенцов летать. Весной как раз из своих укрытий выходят насекомые обратно. Ими питаются сами птицы и кормят своих птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны.
Воспитатель: Давайте рассмотрим зимний лес. Что вы видите на картине?
Дети: Деревья, снег, птицы.
Воспитатель: Значит не все птицы зимой улетают?
Дети: Да
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму.
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете? Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки.
По дереву я стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой-
Червячок-то будет мой! (дятел)
«В теплый край я не летаю,
Я под крышей обитаю.
Рядом кошка? Не робей!»
-Так чирикал (воробей)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная я птичка.
А зовут меня (синичка)
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая (сорока)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (голубь)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтобы скорее прилетать, надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее.)
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас, почему же они не улетают? (заслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища-семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
Воспитатель: Ребята, мы должны помогать зимующим птичкам? А чем же мы можем помочь птицам зимой?
Дети: повесить кормушки на деревья, построить с мамами и папами скворечники и насыпать им корм.
Воспитатель: Сегодня мы пойдем на прогулку и насыпаем птичкам угощение в кормушку, а они будут еще лучше петь и защищать наши деревья от вредных насекомых.
Итог занятия :
О чем говорили сегодня на занятии?
Какие бывают птицы?
Почему птицы улетают на юг зимой?