Елена Назарова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Эти мудрые русские сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование начальных представлений о культурно – историческом наследии русского народа у старших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
1. Образовательные: создать предметную среду в группе для приобщения детей к народному фольклору; побуждать познавательный интерес детей к сказкам; упражнять в узнавании сказок по представленным элементам.
2. Развивающие: развивать связную речь, коммуникативные способности; умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
3. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус; доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу, любовь к устному народному творчеству.
Материал: «Волшебный мешочек», яйцо, скалочка, колобок, репка; письмо, картинки с изображением героев сказок, кукла Баба Яга, бумага, цветные карандаши.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря (уста, ягать, кликать).
Предварительная работа: чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Давайте поприветствуем друг друга!
Утренний ритуал-приветствие:
Придумано кем – то просто и мудро при встрече здороваться - Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам! - Доброе утро! приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: обращает внимание детей на то, что из книжного уголка пропали все книги, а вместо них лежит какое-то письмо. Читает : «Очень сказки я люблю, все себе их заберу! Живу в избушке я на курьих ножках, зовусь я Бабкой Ёжкой!». Что же нам делать? Появляется сердитая Баба – Яга: «Хотите их назад забрать? Придётся мои задания выполнять!»
Воспитатель: Баба Яга, не сердись, мы согласны выполнить твои задания и вернуть сказки, правда, ребята?
Воспитатель: Баба Яга, а ты знаешь, почему сказки называют народными?
Баба Яга: Конечно! Когда-то, давным - давно люди не умели писать и читать, книг ещё не было. Взрослые сами стали придумывать сказки и рассказывать их друг другу, своим детям, внукам. Из уст в уста передавал народ сказки. Уста - это губы. Поэтому сказки - это устное народное творчество. А сколько народных сказок вы знаете?
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать, будем сказки называть :
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.
Баба Яга: Ух ты, молодцы! А чему же нас учат сказки? Вот, например, «Гуси-лебеди» и «Волк и семеро козлят»? (ответы детей).
- Сказка учит детей слушаться взрослых, не капризничать и не убегать далеко от дома; учит быть отзывчивыми, помогать тем, кому нужна помощь.
-А чему учит сказка «Теремок»? (ответы детей)
-Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.
Баба Яга: Правильно! А теперь давайте поиграем в мою любимою игру "Сказочные загадки". Я спрятала отгадки на них в своём мешочке. Загадывает:
1. Баба била — не разбила. Слабовата бабья сила! Да не смог разбить и дед. Ведь ему сто лет в обед. Кликнули они норушку — та разбила, как игрушку, и сбежала под крыльцо. Что разбила-то… (Яйцо) Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и достаёт.
2. Он румян и круглобок, не имел с рожденья ног. Но из дома убежал, на зубок лисе попал. (Колобок)
3. Чтобы вырвать этот овощ, не хватило деду сил. Но пришли ему на помощь все, кого он попросил. («Репка»)
4. Пусти переночевать, я вас не потесню: Сама лягу на лавочку, Хвостик под лавочку, А. под печку. (Скалочка "Лисичка со скалочкой")
5. В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке. (Баба Яга.)
Баба Яга: Да, это я! А вы знаете, что означает слово "Яга"?
Воспитатель: Ягать — это значит кричать, ругаться. Наверное, за то, что ты всегда кричишь, ругаешься и никого не любишь, тебя так и стали звать.
Воспитатель обращается к детям: Я думаю, что она не такая уж плохая, а очень несчастная, потому что у неё совсем нет друзей, и, наверное, ей очень хотелось бы с кем-то подружиться. Поиграем с Бабой Ягой?
Физминутка «Баба Яга»
В тёмном лесе есть избушка.
Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.
В той избушке есть старушка – грозят пальцем.
Страшная Яга живет – грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, - показывают пальчиком.
Глаза большие – показывают.
Словно угольки горят- покачивают головой.
Ух, сердитая какая! – бег на месте.
Дыбом волосы стоят – руки вверх.
Раз, два, три, ты, Яга, нас догони!
Баба Яга: Вот спасибо, вам ребята, развеселили старушку. А вы знаете волшебные предметы, которые встречаются в сказках? Дети называют
сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды,
шапка-невидимка, волшебная палочка, яблоки молодильные, перо Жар-Птицы, живая и мёртвая вода и т. д.
Баба Яга: Молодцы, а может вы ещё и вспомните слова, которые в сказке повторяются героем несколько раз? Дети называют:
"Маша и медведь" :
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок.
"Сивка-бурка" :
Сивка-бурка, вещий каурка,
Встань передо мной,
как лист перед травой.
"По-щучьему веленью" :
По-щучьему веленью, по-моему хотенью…
Баба Яга грустно: Ну, что ж, забирайте свои сказки, а я пойду в свою избушку.
Воспитатель: Баба Яга, оставайся у нас, чего тебе одной скучать в лесу, правда ребята? Будешь хозяйкой в нашей библиотеке сказок!
Баба Яга с радостью остаётся жить в группе с ребятами.
Итог занятия
Воспитатель: - О чём мы сегодня говорили? Отлично поработали! А сейчас предлагаю нарисовать подарки для Бабы Яги. Ребята рисуют подарки Бабе Яге.