Юлия Гунченко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепление знания детей об истории возникновения народных промыслов.
Задачи:
- Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, жостовских, дымковских, гжельских мастеров; учить детей выделять и называть главные элементы узора.
- Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству; развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
-Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома, готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов.
Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.
Методы и приё мы:
- Организационный момент: «Круг добра»
- Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации
- Рассказ воспитателя о народных промыслах
- Физминутка «Скоморохи»
Итог:
В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Ход
Воспитатель: Ребята, давайте друг другу подарим свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам -
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья)
Воспитатель: Сегодня ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по местам народных промыслов. Как вы понимаете сочетание слов «Народный промысел»?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя : восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Воспитатель: В путешествии нам поможет карта – схема. Первую остановку вы должны будете угадать:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.
С. Вахрушев.
Ребята, про какую посуду говорится в стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель. В какой деревне жили мастера, которые делали такую посуду?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, конечно, в деревеньке Гжель, находящейся среди полей и лесов не далеко от Москвы.
Воспитатель. Давайте полюбуемся красотой и изяществом посуды, статуэток, предметов интерьера, расписанных яркими орнаментами Воспитатель: Из каких элементов состоит узор?
Ответы детей: узор состоит из кружочков, точек, полос, завитков, волнистых линий.
Воспитатель: Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности.
Вот и следующая станция, а называется она «Жостово». Чем же прославилась деревня Жостово Московской области?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, ребята, мастера деревни Жостово прославились росписью металлических (жестяных) подносов.
Воспитатель: Из каких элементов состоит узор?
Ответы детей: узор состоит из ярких, крупных цветов расположенных на черном фоне.
Воспитатель: Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрели на карту следующая станция Нижегородская область
Воспитатель. Здесь мы сделаем остановку в городе Городец. Остановка так и называется.
Городец – родина самых разнообразных промыслов : городецкая роспись, резьба по дереву. Посмотрите на изделия городецкой росписи, скажите какие краски используют мастера?
Ответы детей. Красный, ярко-желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, черный и белый.
Воспитатель. Назовите мотивы городецкой росписи.
Ответы детей: ( Мотивы городецкой росписи: цветы — розы, купавки; животные - конь, птица, всадники, кареты, барыни, собачки)
Воспитатель. А еще в округе Нижнего Новгорода родился русский народный промысел -Хохлома. Родиной Хохломы считается село Хохлома.
(Дети рассматривают изделия Хохломы)
Воспитатель: Из каких элементов состоит хохломская роспись?
Ответы детей: яркими ягодами, листьями и цветами.
Воспитатель: Часто хохлому называют золотой. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Вырезанный из дерева предмет вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и олифой.
Оли фа—быстровысыхающая прозрачная жидкость, применяется как покрытие для поделок, выступает как основа для нанесения краски (рисунка) .
Потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком. А тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок. После этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому и говорят: золотая Хохлома.
Воспитатель. Какие краски используют мастера в хохломской росписи
Ответы детей. (Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы.)
Физминутка
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Воспитатель: Как называются эти игрушки? (Педагог показывает дымковскую игрушку)
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель: Из какого материала они изготовлены?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?
Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.
В группе была организованна выставка «Народные промыслы России».
Итог
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась? Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? какая чудесная получилась у наших мастеров выставка. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).