Радионова Анна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дети и закон»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему : «Дети и закон»
Цель: Расширять и углублять знания детей о своих правах и обязанностях.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о некоторых своих правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Дети и закон“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Рассказать детям о международных документах по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»).
Развивающие:
Развивать умение сдерживаться, умение детей правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
Воспитательные: воспитывать правовое мировоззрение, чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Методы и приемы:
наглядные: рассматривание картинок, просмотр слайдов.
словесные: пословицы, загадки, стихи, беседы.
Содержание образовательной деятельности.
Организационный момент: Стоя в кругу, держась за руки, повторяем стихотворение: Доброе утро – ты скажешь кому то И будет тебе очень доброе утро, И день будет добрый, И добрые встречи, И добрым опустится, конечно же вечер! Как важно и нужно, чтоб каждый с утра тебе пожелал добра!
- У нас в группе появился необычный цветок. На столе - цветик–семицветик.
- Только у этого цветка какие-то необычные листья. Давайте рассмотрим внимательнее. Лепестки с сюрпризом (показать обратную сторону). Ребенок отрывает 1 лепесток. Рисунок-символ права на жизнь
-Что здесь нарисовано? (младенец) Это радостное событие: человек родился! На что он имеет право? (на жизнь).
Рисунок-символ права на имя.
Ребенок берет второй лепесток, на котором рисунок-символ права на имя – изображение свидетельства о рождении. Воспитатель: Что же это за документ? Дети : Свидетельство о рождении. Новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки, где написано, когда вы родились. У вас тоже были такие манжетки. (показать детям манжетки).
- Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей) - А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?
Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»
А мы с вами - граждане какой страны? Дети : России. Воспитатель: Значит, под вторым лепестком скрывалось право на гражданство и имя. Каждому человеку дано имя. Его выбирают для вас родители. А вы знаете, что обозначают ваши имена? - Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей – невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
Игра «Скажи имя». - У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду бросать мяч, а вы будете называть имена сказочных героев Тот, к кому мячик попадёт, должен дать ответ.
- Молодцы! Продолжим нашу беседу.
- Дети, а кто подарил вам жизнь? Дети : Родители ( уточнить: мама и папа). Воспитатель: Да, родители подарили вам жизнь. Слова "мама" и "папа" – особые слова! Это первые слова, которые произносит ребёнок. Воспитатель показывает детям картинку "Родители и ребёнок» : Воспитатель: Право на имя и фамилию. Ребёнок срывает следующий лепесток. На ней – картинка "Семья". Право на семью, на любовь и заботу родителей.
Сейчас, пока вы маленькие, вас зовут …, когда вы станете постарше, вас будут звать, а когда совсем взрослыми - … Почему?
Воспитатель: что еще есть у человека, кроме имени? Откуда берется отчество у человека? (ответы детей) Воспитатель: отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Игра «назови свое имя, отчество» (использование мячика). Пальчиковая гимнастика «Семья» : Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я. (Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого). Вот и вся семья! (Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно). Воспитатель: Давайте посмотрим на следующий лепесток. Ребенок отрывает от цветка четвертый лепесток, символ – дом. Воспитатель: Какое право обозначает этот символ? Дети : Право на жилище. Воспитатель: У каждого должен быть дом. У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Жилище неприкосновенно.
Игра «У каждого свое жилище» (домик)
Цель: Закрепление и уточнение знаний о праве на жилище.
Воспитатель: Я называю животное, птицу и др., а вы называете дом, в котором они живут.
Дети рассказывают : гнездо – птица, дупло - белка, дом - человек,
конура - собака, озеро - рыба.
Воспитатель: У каждого есть дом: у птицы гнездо, у мышки и лисицы – нора, у белки – дупло, у медведя – берлога. И у нас есть свои дома. И никто не имеет право занять или отобрать его. Запомните: Жилище неприкосновенно.
Пальчиковая гимнастика «на опушке дом стоит…»
На опушке дом стоит. Сложить ладони «домиком»
над головой.
На дверях замок висит. Сомкнуть ладони «в замок».
За дверями стоит стол. Накрыть правой ладонью
кулачок левой руки.
Вокруг дома – частокол. Руки перед собой, пальцы расставить.
– Тук-тук-тук! Дверь открой! Постучать кулаком по ладони.
– Заходите, я не злой! Руки в стороны, ладони вверх.
Славный я, хороший, Погладить рядом стоящего друга.
погладь меня немножко!
Воспитатель: Назовите сказки, в которых говорится про это право (его нарушение). сказки «Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы!
А теперь давайте посмотрим на пятый лепесток. (символ – книга).
Что же это за право?
Дети : Право на образование.
Воспитатель: А где человек получает образование?
Дети : В детском саду, в школе, в институте.
Воспитатель: А знаете ли вы пословицы об образовании?
(Вместе с детьми проговорить пословицы об образовании).
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь. Учи других и сам научишься. Для учения нет старости. Ученье — свет, а неученье — тьма. Красна птица перьем, а человек — ученьем. Красота приглядится, а ум вперед пригодится. Кто силен в ученье, тот герой в сражение. Учиться всегда пригодится. Где учение, там и умение. Ученье лучше богатства. И медведя плясать учат. Повторенье — мать ученья.
Воспитатель: Давайте «сорвём» следующий лепесток. Рисунок-символ «Красный крест»
- О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)
- Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)
-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)
-Правильно. Это ваша обязанность.
-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)
-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)
-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
Физкультминутка «Если нравиться тебе». Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой). Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши). Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками). Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами). Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!». Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Воспитатель: Мы отдохнули, а теперь продолжим нашу беседу.
Ребёнок срывает последний лепесток с картинкой "Отдых".
- Право на отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Все дети имеют право отдыхать, играть, участвовать в развлекательных мероприятиях.
Отдыхать можно по-разному. Например, можно пойти в кино, театр, цирк. Очень полезен для здоровья отдых на природе – в парке, в лесу, на речке, в деревне.
Расскажите, как вы обычно отдыхаете. Куда ездите летом или зимой? Давайте рассмотрим ваши фотографии с отдыха и выслушаем ваши рассказы.
Дети (двое-трое) рассказывают о своём отдыхе. Воспитатель: И это право человека написано в специальных документах «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» (показ обложек и рассказ о них)
Воспитатель: Молодцы, дети! Скажите мне. О чем мы с вами говорили на занятии? Какое слово использовали чаще всего? Верно, ПРАВО. О каких правах вы сегодня узнали? Ответы детей: Право на жизнь, на имя и фамилию, на семью, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых и досуг.
Ребята! Вот и подошла к концу наша беседа.
Итог занятия : Воспитатель Что нового узнали на занятии? Что запомнилось? С какой книгой познакомились? (обратить внимание детей на слово "Конвенция"). Давайте запомним название этой книги.
воспитатель Радионова Анна Вячеславовна