Квитченко Ольга
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения у самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
Квитченко Ольга Михайловна, педагог
Возрастная группа детей: первая младшая (от 2,5 до 3 лет).
Тип занятия: интегрированное
Цель: продолжать развивать познавательный интерес детей к истории некоторых предметов русского быта и народных обычаев, к русскому фольклору; способствовать интеллектуальному развитию детей.
Задачи:
Основная образовательная область.
«Познание» (ФЦКМ): формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Уточнить общее представление о самоваре; познакомить с процессом заваривания чая; способствовать сенсорному развитию детей.
Задачи образовательных областей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „День рождения у самовара“» размещена в разделах
Коммуникация: продолжать развивать желание слушать рассказ воспитателя, стихотворный материал, понимать его; способствовать развитию всех компонентов устной речи. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
Социализация: способствовать развитию интереса к окружающему миру в процессе разного вида игр. Воспитывать положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботу, нежность, щедрость, гостеприимство).
Чтение художественной литературы: способствовать формированию целостной картины мира на основе литературного материала; приобщать к словесному искусству, упражняя в слушании стихов, потешек.
Безопасность: формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
Музыка: приобщать детей к музыкальному искусству. Повышать эмоциональный настрой во время занятия благодаря музыкальному сопровождению. Воспитывать желание слушать музыку.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, музыка.
Предполагаемый результат: у детей развиваются патриотические чувства, воспитывается любовь к русскому фольклору; формируются первоначальные знания и представления о самоваре, чайной заварке, об организации и проведении чаепития.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей, развиваются все компоненты устной речи.
Дети приобщаются к музыкальному и литературному творчеству.
Развивается зрительное внимание, логическое мышление, умение решать несложные проблемные ситуации.
Виды деятельности: познавательная, музыкально-художественная; коммуникативная, двигательная, игровая.
Формы организации совместной деятельности: беседа; организация физминутки, исследовательская работа, танец под музыку.
Предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковского «Муха Цокотуха»; стихов, потешек, пословиц о чайной посуде, о самоваре; рассматривание иллюстраций; рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением чайной посуды; игры с игрушками; с/р игра «Семья». Продуктивная деятельность: лепка, рисование, раскрашивание чайной посуды.
Словарная работа: маленький-мелкий, большой-крупный, заварочный чайник, кипяток, увеличительное стекло (лупа, заварка, ароматный, «пыхтящий».
Материал к НОД: стол, накрытый скатертью, чашки, блюдца, столик с салфеткой под гжель, самовар, чайник для заварки, баночка с заваркой, чайная ложечка костюм «самовар», корзиночка с конфетами, печеньем, термос с горячей водой. Русский сарафан для воспитателя. «Чудесный» мешочек. Магнитофон и аудиозапись с песней «К нам гости пришли», «Самовар пых-пых».
ХОД НОД:
1 Вступительная часть
Звучит песня «К нам гости пришли»(минусовка)
В: Дверь открою - стану звать,
Деток в группу приглашать!
Где вы детки? Заходите!
Дети заходят в группу
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, вы их все, конечно, знаете. Это воспитатели нашего детсада, поздоровайтесь с ними.
Вы пришли сегодня такие нарядные (похвалить наряды детей). Посмотрите вокруг, сегодня не только вы нарядились, но и группа у нас нарядная. На стенах шарики. На столе лежит скатерть, стены украшены цветами, на полочке стоит красивая посуда. (Дети рассматривают группу). Отчего же сегодня все какое-то необычное? Сегодня у нашей Полины день рождения! А где же Поля, вы не видели её? Надо поздравить её с днем рождения. Давайте позовем её. (Дети зовут девочку. Она входит в группу).
Вот и наша именинница, поздравим её. (Дети хлопают в ладоши, обнимают Полину).
В: Три годика тебе
Исполнилось, малышка,
Поздравляют с праздником
Девчонки и мальчишки!
Будь счастливой, девочка,
И расти здоровой,
Оставайся доброй,
Озорной, веселой.
2. Беседа о самоваре
Дети садятся на банкетки.
В: Ребята, сегодня мы празднуем день рождения у Полины, а не так давно был день рождения у Тани и Ани. У каждого человека бывает такой день. В этот день в семье его все поздравляют, дарят подарки.
- Поля, кто тебя сегодня поздравил? Что подарили? (Ответы девочки)
- Вот и мы сегодня поздравили Полю, потому что мы тоже маленькая семья – семья детского сада! Когда на день рождения в дом приходят гости их, по обычаю, угощают чем-то вкусным и поят чаем. Ребята, когда мы кушаем печенье, конфеты, чем мы их запиваем? (Чаем)
- Скажите, в чем мы греем воду для чая? (Ответы детей: в чайнике.)
Чайник есть в каждом доме. А вот самовар, в котором тоже греют воду, нет. Давайте поговорим о самоваре. Вспомните стихотворение «Муха Цокотуха» (Воспитатель показывает иллюстрацию в книжке и читает строки из стихотворения, дети повторяют отдельные слова)
Муха, Муха - Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Ставится столик, на нем салфетка и самовар.
В: рассмотрим самовар
У самовара есть крышка, чтобы налить воду, надо снять крышку
Посмотрите, вот сюда наливают воду (снимает крышку с самовара). Помоги мне налить воду (ребенок подходит и наливает в самовар воду из ведерка).
Дыхательная гимнастика
В: Когда вода в самоваре кипит, идет пар, и кажется, что самовар дышит. Давайте покажем, как самовар дышит: носиком набираем воздух, через рот выпускаем.
Воду из самовара, так же как и из чайника, детям нельзя наливать самим, так как она горячая – кипяток, можно обжечься.
- Говорят, что у самовара руки в боки. Руки - это ручки у самовара. Покажите, как это –руки в боки. За ручки берут самовар, чтобы его переставить.
- Еще есть ножки (показать их)
- А вот это кран, зачем самовару кран? (Ответы детей)
- Правильно, чтобы воду из самовара в чашку налить, нужно открыть кран. (Дать детям открыть кран, налить воду в кружку).
Самовар - птица-жар!
Кран открывается-
Вода наливается!
Физкультминутка
Вот еще одно стихотворение о самоваре. Я вам его расскажу, а вы будете повторять за мной движения.
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, самовар в руках несу, прибауточки пою.
(дети идут друг за другом, руки на поясе. Останавливаются, поворачиваются в круг.)
-Ой, чай, крепкий чай
(держатся ладонями за щечки, кивают головами влево и вправо)
-Пейте чай – чаечек
(показывают руками влево и вправо)
-Чтобы радость приносил (хлопают в ладоши)
-Каждый день денечек (руки вверх)
3 Исследовательская деятельность
А теперь я приглашаю вас сесть за стол (Дети садятся за стол, накрытый скатертью, перед каждым - тарелочка)
Воспитатель показывает кружечку, в которую налили воду из самовара.
- Посмотрим еще раз на эту кружечку. Это чай? (ответы детей)
- Да, это не чай. Это вода, она прозрачная, ничем не пахнет. А что же нам делать, как быть? Мы ведь хотели попить чай. Для этого надо в воду налить заварку.
В. показывает коробочку с чаем, раскрывает ее, высыпает чай на блюдце детям. Сначала мелкий. Предлагает детям помять его. Отмечают, что он твердый, сухой, маленький –мелкий (Повтор слова мелкий).
Затем в тарелки насыпает крупный чай. Дети отмечают, что он твердый, сухой, большой – крупный (Повтор слова крупный)
Рассматривание заварки через волшебные стекла (раздать детям увеличит. стекла.)
В: чтобы получить заварку, надо чай заварить. Для этого есть специальный чайник, он так и называется – заварочный (просит детей повторить). Такой чайник есть и у нас. Воспитатель, снимает крышку чайника, говорит, что в него надо насыпать три ложечки чая. Просит детей насыпать чай и посчитать: один, два, три (ответы детей). Мы насыпали чай.
В: А что теперь надо сделать, чтобы получилась заварка?
Если дети затрудняются или отвечают неправильно, подсказывает, что нужно налить горячей воды. И не просто горячей, а кипятку. Педагог, налив кипяток (из термоса) в чайник для заварки, накрывает его, объясняя детям, что делать это нужно аккуратно, чтобы не обжечься. А кипятком нужно залить для того, чтобы чаинки заварились, разбухли и заварка стала ароматной. После этого накрыть салфеткой, чтобы он хорошенько заварился.
-Чай заварится, добавим заварку в воду и будем пить чай.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
В: еще в заварочный чайник можно добавить сушеные листочки ягод и цветов, фрукты, чтобы чай стал душистым, ароматным (повтор слов - душистый, ароматный)
Воспитатель достает волшебный мешочек в нем коробочки с листьями смородины, с душицей (обращает внимание на то, что это травы, растения, которые растут в наших садах, на полянах). Показывает лимон. Все дает детям понюхать, потрогать)
В: итак, чай бывает крупный и мелкий. А еще чай бывает с добавлением сушеных листочков и фруктов.
4. Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь
В: Кто это стучится? Пойдемте, посмотрим.
Дети встают из-за стола и подходят к двери.
Входит воспитатель в костюме «самовар» и девочка. Здороваются с детьми и взрослыми.
Самовар: Здравствуйте, дети и взрослые. Я - веселый самовар, а это Юля, сестра Полины. Она мне рассказала, что у Поли сегодня день рожденья, и вы будете пить чай с печеньем. А Юля как раз выучила песенку о чаепитии. Хотите ее послушать?
Юля поет песню о чаепитии. Дети хлопают в ладоши.
Самовар: девочки и мальчики, вам понравилась Юлина песенка? А танцевать вы умеете? Я приглашаю вас танцевать.
Дети исполняют танец под песню «Самовар пых-пых»
Самовар: Какие вы молодцы. Как у вас здесь интересно!
В: Ребята, а вам было сегодня весело? Не скучали? Молодцы! Сегодня мы не только поздравили Полю с днем рождения, но и узнали новое о самоваре, посмотрели, как надо заваривать чай.
Давайте скажем Самовару и Юле спасибо за то, что приготовили музыкальный подарок. Мы с вами тоже подарим Полине подарок – рисунок, на котором отпечатаны руки всех детей из группы. А еще угостим наших гостей конфетами: Кушайте на здоровье!
Дети угощают взрослых, в это время звучит песня «К нам гости пришли».
В: А теперь попрощайтесь с гостями и пойдемте мыть руки, чай заварился, нас ждет чаепитие!