кузнецова олеся
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей способности наблюдать, знакомство
с механизмом возникновения цвета.
Задачи:
1. Расширять знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека.
2. Развивать навыки проведения лабораторных работ, любознательность, закреплять знания об агрегатных состояниях воды.
3. Развивать социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
5. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Чтение художественной литературы.
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода», «Волшебная палочка».
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал: Цветные буквы (слово вода, блюдца – 8 шт., чашки – 2 шт., баночки – 2 шт., бутылки – 8 шт., стаканчики, воронки – 4 шт., кипятильник, зеркало, салфетки, сахар, соль, масло, ложечки – 8 шт., десертная ложечка, фильтры – 4 шт., 2- яйца (сваренных в крутую, стаканы стеклянные. Фломастеры, листочки с каплями, 2 банки по 0,5 л., ваза маленькая, лак бесцветный, удлинитель, тазик, музыка.
Мотивация: - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию.
- А что делают в лаборатории?
- Правильно, поводят опыты.
I часть: А для того, чтобы узнать с чем мы будим сегодня проводить опыты, я вам предлагаю отгадать загадки. За каждую правильно отгаданную отгадку вы будете получать букву, из букв нужно будет составить слово. И тогда вы узнаете с чем мы будим проводить опыты.
Согласны?
Загадки: (Буквы крепятся на доске, с помощью магнитов).
1. Быстро убегает прямо из-под ног,
Брызгами, играя, прохладный (ручеек)
(дети получают букву О).
2. А за поворотом. Тиха и глубока,
Течет, качая лодки, широкая (река)
(дети получают букву А)
3. Облака нахмурятся, соберутся в кучу,
Ты увидишь черную, грозовую (тучу)
(дети получают букву Д)
4. Облака и тучи рисовал художник,
На него из тучи проливался (дождик)
(дети получают букву В)
- Какое слова получилось?
- Правильно вода. Значит мы будем проводить опыты с водой.
- Что можно сказать о воде? За которой мы с вами наблюдаем? Какие действия совершает вода? Что она делает?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
II часть: «Вода – жидкость, не имеет собственной формы».
Воспитатель: - Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: - Стеклянная.
Воспитатель: -Как нужно обращаться с такой посудой?
Дети: - Аккуратно. Постараться не стучать друг об друга, чтобы не разбить.
Воспитатель: - Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко.
Самостоятельна работа детей.
Воспитатель: - Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдце? Почему вода растеклась по блюдечку?
Дети: - Вода жидкая.
Воспитатель: - Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в речках, ручейках, не текла из крана. А поскольку она жидкая, может течь, то ее называют жидкостью.
- Посмотрите у нас на столе лежат разные геометрические фигуры. Они имеют каждый свою форму. Если мы их опустим в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: - Нет. Форма их не меняется.
Воспитатель: - как вы думаете, а есть ли форма у воды?
Ответы детей (рассуждения).
Воспитатель: - А вот, чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку и т. д.
Самостоятельна работа детей.
Воспитатель: - Итак, что происходит с водой, когда мы ее наливаем в баночку? Какую форму она приобретает?
Дети: - Форму баночки.
Воспитатель: - А что с ней произошло, когда мы налили ее в чашку, блюдце, вазочку и т. д.
Дети: - Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: - Правильно, вода приняла форму того предмета, в который ее наливали чашки, блюдца, баночки.
- Что же показал наш опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: - Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
«Вода может нагреваться»
Воспитатель: - Ребята, а может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: - когда ее нагревают, и она закипит.
Воспитатель: - А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: - Газ, огонь, электричество.
Воспитатель: - Ребята, на наше занятие я принесла чайник. Давайте с его помощью нагреем воду.
Воспитатель: проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: - Что происходит с водой?
Дети: - Она кипит, булькает, бурлит. Она горячая. Поэтому нужно быть осторожными, аккуратными.
Воспитатель: - Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Дети: - Вода может нагреваться, быть горячей.
Воспитатель: - Сейчас, я выключу чайник. Вода становится спокойной, но еще остается горячей. Ой ребята посмотрите, что это поднимется над баночкой?
- Правильно, это пар. Только не пойму. Откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?
Высказывания детей.
Воспитатель: - Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
- Сейчас, мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром. (показ)
- Что вы видите над зеркалом?
Дети: - Оно запотело и появились капельки. (дети трогают зеркало, убеждаются, что это вода).
Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?
Дети: - Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая.
Физ. Минутка.
Дождик капнул на ладошку
На цветы и на дорожку
Льется, льётся – ой – ой – ой!
Побежали мы домой.
Воспитатель: - Ребята, подойдите к следующему столу. У меня на столе стоят 3 предмета накрытые салфетками. Чтоб узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки:
1- Загадка: - Белый камень в воде тает. (сахар)
(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют)
2 – Загадка: - В воде родится, воды боится (соль)
(убираем салфетку, пробуем)
3 – Загадка: Желтое, а не солнце
Льется, а не вода
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит (масло)
Воспитатель: - Что произойдет с солью и сахаром, если мы их положим в воду.
Дети: - Раствориться.
Воспитатель: - Давайте это проверим.
Самостоятельна работа детей.
(4 – размешивают 1 ложку сахара, 4 – детей 1 ложку соли).
Воспитатель: - Сахар и соль исчезли в воде? Почему?
Дети: - Растворились в воде.
Воспитатель: - А как вы думаете, что еще может растворяться в воде?
- Если в воду налить масло оно так же исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши стаканчики с водой 1 ч. Ложку масла и размешайте его.
Самостоятельна работа детей.
Воспитатель: - Что произошло с маслом в воде?
Дети: - Масло не растворилось, плавает на поверхности.
Воспитатель: - Проводят опыт с сахаром, солью, маслом, какой вывод мы можем сделать?
Дети: - Вода одни вещества растворяет, а другие нет.
Воспитатель: - Правильно.
«Очистка воды»
Воспитатель: - Ребята, можно ли пить такую воду? Почему?
Дети: - Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: - А можно ли очистить эту воду?
- А как вы думаете, чем?
Дети: -Это можно сделать с помощью фильтра (показ). Мы будем использовать самый простой фильтр, сделанный из салфетки.
Воспитатель: - Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Очень осторожно, по немного, будем лить масляную воду в баночку с фильтром.
Самостоятельна работа детей.
Воспитатель: - Аккуратно, уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала
Дети: - Чистая.
Воспитатель: - Куда же делось масло?
Дети: - Осталось на фильтре.
Воспитатель: - Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтровой водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает нам, в наши квартиры через водопровод тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого – ни будь водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наш, воду очищают от песка, грязи, микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
«Что плавает, что нет».
Перед вами 2 яйца, давайте их возьмем их взвесим. Отмечаем маркером вес яиц (60 – 50 гр.).
- Какое яйцо тяжелее, какое легче?
- Как вы думаете какое яйцо утонет, а какое нет, если их отпустить в воду?
Рассуждения детей:
- Наливаем в баночку воду. Опускаем легкое яйцо? Что произошло? (утонуло)
- Я слышала, есть такой способ, который по может яйцу утонуть.
- А вы случайно не знаете этого способа?
- Если в воду добавить несколько ложек соли, то оно будет держаться на воде.
- Попробуем. При этом мы кладем яйцо потяжелее (60 гр.).
Воспитатель проводит опыт.
- Как вы думаете почему яйцо держится на воде? Как вы думаете, что произошло?
Вывод: при добавлении соли плотность воды увеличивается и поэтому все предметы, которые попадают в соленую воду держатся на поверхности.
«Радуга»
Ребята, а вы любите сюрпризы? У меня для вас есть сюрприз. Сейчас я вам покажу, как можно сделать радугу на бумаге.
Показ воспитателя.
III часть: Ребята, пока мы проводим опыты капельки воды упали на листочки. Давайте их оживим. Подумайте во что они могут превращаться. В этом вам помогут фломастеры.
IV заключительная часть: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды мы с вами сегодня увидели?
Вода – жидкость, не имеет собственной формы может нагреваться, очищаться, растворять вещества.
Вода – добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
На этом наша работа в лаборатории подошла к концу.
Спасибо.