Елена Мальченко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закрепить понятие «зимующие» птицы;
2. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т. д.).
4. Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. д. ;
5. Развивать, воображение, внимание, мышление, моторику, целостное восприятие предметов.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
6. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам. формировать навыки культуры поведения в природе.
Оборудование:
Плоскостные изображения птиц, мягкая игрушка-сова, конверт с письмом от перелётных птиц, мяч, кормушка для птиц, наклейки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима).
Зима запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Настало самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет).
А где же сейчас наши ласточки, грачи, соловьи, кукушки? Куда они делись? Правильно. Это птицы перелетные, они улетели в теплые страны, их зимой у нас не встретишь. (Стук в дверь. Появляется сова-почтальон).
- Ой, ребята, это же сова-почтальон! Здравствуйте, тётушка-сова!
Сова: «Перелётные птицы вам прислали письмо.»
- Нам с ребятами очень интересно узнать, о чем они пишут.
«Здравствуйте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Ку-Ку»
-Ребята, оказывается, перелетным птицам в наших краях нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны.
2. Загадки о зимующих птицах.
- А какие птицы остаются у нас на зиму, вы угадайте сами:
«Серый маленький комочек.
«Чик-чирик!» — замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш…» (воробей)
(показ картинки воробья.)
-Правильно, это – воробей. Посмотрите на картинку и скажите, какой воробей? (маленький). Чем покрыто тело воробья? (перьями). Какого цвета оперение воробья? (Коричневого и серого цвета).
Молодцы, ребята. Послушайте 2-ю загадку:
«Верещунья - белобока,
А зовут ее …» (Сорока)
(показ картинки с изображением сороки)
-Как выглядит сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)
Следующая загадка:
«Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять» (Снегирь)
(показ картинки с изображением снегиря)
- Как выглядит снегирь? (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная) .
Следующая загадка:
«Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика» (Синичка)
(Показ картинки с изображением синички) –
Как выглядит синичка? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
«Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её …» (Ворона)
(показ картинка и с изображением вороны)
- Как выглядит ворона? (черные голова, шея, крылья и хвост, остальное оперение серое)
Еще загадка:
«Эта птица сизокрылая
Любит семечки клевать
И тихонько ворковать» (Голубь)
(Показ картинки с изображением голубя)
- Как выглядит голубь? (Оперение голубя серое)
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).
- Ребята, давайте хорошо рассмотрим внешний вид этих птиц : что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного? (Расцветка)
- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
3. Игра «Чьё? Чья? Чьи?»
Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми зимующими птицами. Они решили поиграть с вами в прятки. Догадайтесь, кто от нас спрятался за веточкой?”(показ картинок-загадок).
Ответы на загадки:
- Хвостик, клюв и грудка снегиря. (Спросить ребёнка, как он догадался, что это снегирь? (по красной грудке)
- Воробьиные перышки и воробьиный хвостик. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
- Голова и клюв голубиные.
4. Игра «Назови ласково».
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть. Становитесь в круг. Игра называется «Назови ласково». Я буду говорить слово, а вы скажите его ласково, например:
Птица – птичка
Перо- … (перышко)
Крыло — … (крылышко)
Хвост — (хвостик)
Клюв — (клювик)
Синица — (синичка)
Птенец — (птенчик)
Воробей — (воробышек)
Голубь — … (голубок)
Ворона - (вороночка)
5. Игры с тётушкой Совой.
- Ребята, мы с вами играем, веселимся. А наша Совушка что-то совсем заскучала. Давайте поиграем с тётушкой Совой!
-Все птички сидят в гнёздышках. По сигналу Совы, птички вылетают из гнезда и разлетаются по всей площадке. По сигналу: «Птички, в гнезда!» - возвращаются в свои гнёздышки.
6. Украшение кормушки для птиц.
- Ребята, ответьте мне на вопрос, чем питаются зимующие птицы? Зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и иногда могут зимой найти себе пропитание. Но зима в наших краях бывает суровая, морозная. Как вы думаете, легко ли птицам зимой? Почему? (Птицам тяжело найти себе корм под снегом). Правильно, ребята. Поэтому они прилетают ближе к людям. Они надеятся, что мы их не оставим и не бросим погибать в мороз и холод. На прошлом занятии мы изготавливали из пластиковых бутылок кормушку для птиц. Мы вырезали окошки, обклеили их. Для чего мы обклеили окошки? (чтобы птицы не порезали лапки).(Воспитатель достаёт кормушку). Мне кажется, чего-то здесь не хватает… .Так хочется, чтобы птичкам было весело клевать корм из нашей кормушки. Давайте украсим кормушку красивыми наклейками. (Дети подходят к столу, на котором стоит кормушка и наклейки с изображением птиц на тарелочках).
Молодцы, ребята! Замечательная получилась кормушка. Когда мы пойдём на прогулку – насыплем сюда корм: хлебные крошки, зерно, и повесим кормушку на дерево.
7. Итог.
- Ребята, о ком мы сегодня разговаривали? Сколько нового и интересного мы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.