Людмила Сярдина
Конспект занятия по ознакомлению с генеалогией «Составление родословной семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление родословной семьи.
Автор конспекта: воспитатель МБДОУ «Кинзельский детский сад» Сярдина Л. М.
Программное содержание:
Познакомить детей с наукой – генеалогией; формировать представление о своей родословной и умение детей составлять родословное древо своей семьи, составлять небольшой рассказ на тему «Моя родословная», развивать представления о родственных отношениях (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сестра, брат); о происхождении фамилии, традициях семьи. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за старшее поколение своего рода.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с генеалогией „Составление родословной семьи“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Генеалогическое древо. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Активизация словаря: родословная, генеалогическое древо, род, родословие, реликвия.
Планируемые результаты: ребенок активно взаимодействует с взрослым и сверстниками, знает и определяет родственные отношения, называет членов семьи по имени и отчеству.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы: словесные (беседа, чтение стихотворений, загадка); наглядные (рассматривание фотографий членов семьи, иллюстраций на тему «Семья»).
Подготовка к занятию:
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме «Семья»;
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; чтение художественной литературы, знакомство с пословицами и поговорками о семье, родственных отношениях.
Индивидуальная работа с Настей С. в правильном расположении фотографий, с Алешей С. в составлении предложений о членах своей семьи.
Ход занятия:
Организационный момент
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята, послушайте загадку
Бабка, старый дед и внучка, мышка, кот, собака Жучка – вместе все меня смогли вытянуть из – под земли.
Что это за сказка? Назовите, кто тянул репку? Почему герои сказки смогли вытянуть репку? (ответы детей)
Послушайте стихотворение
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья…
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (ответы детей)
- А что написано о семье в словаре Ожегова? (чтение определения семьи в словаре) Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей)
Да, сегодня мы будем не только говорить о своей семье, о своих родственниках, но и составлять свою родословную. Дети рассматривают фотографии членов своей семьи.
Кто знает, что такое родословная? (выслушиваем предположения детей)
Сообщение воспитателя. У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. А что предшествовало вашему появлению на свет и отчего ваша жизнь складывается так, а не иначе? (предположения детей)
Это все из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. Семейные истории, это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прадедушки - это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.
Сейчас мы с помощью кружков определим, кто относится к вашему роду, а кто нет (зеленый кружок поднимаем, если относится к вашему роду; красный кружок – если не относится) Детям предлагаются слова: бабушка, соседка, тетя, дядя, кошка, брат, сестренка, собака, младший брат, племянник, аквариумные рыбки, сосед, мама, соседский мальчик, папа.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Игровое упражнение
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (ответы детей)
А каких родственников мы еще не назвали? (ответы детей)
Все родственники могу быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическое древо». Как вы думаете, что это такое? (предположения детей)
Генеалогия – это наука о родословной человека. А как вы думаете, для чего нужна родословная человеку? (ответы детей) Легко ли составлять родословную? (ответы детей)
Составление генеалогического древа.
- Дети, посмотрите, на это красивое дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху – маленькие. А внизу – большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (трое)
- Я покажу вам родословное древо моей семьи. (рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- А сейчас вы будете выращивать своё семейное дерево, но сначала давайте выполним пальчиковую гимнастику и отдохнем.
1, 2, 3, 4, кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, Дружок и я,
Вот и вся моя семья.
(дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Возникло ли у вас желание продолжать составлять родословную своей семьи? Дома вместе с родителями попытайтесь продолжить составлять родословную, пользуясь вот этой памяткой (раздаю детям, а когда работа будет закончена, мы с удовольствием послушаем.
Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Моя родословная» (воспитатель зачитывает). В каждой семье есть люди, которыми нужно гордиться? А в вашей семье есть такие родственники (выслушать ответы детей). Также, ребята, в каждой семье есть вещи, предметы, которые являются реликвией семьи. Они дороги для семьи не в материальном аспекте, а дороги, потому что связаны с историей семьи. Это может быть старая шкатулка, подсвечник или любая другая вещь, важная для семьи, нескольких поколений. Расскажите, есть ли в вашей семье такая вещь? Выслушиваем ответы детей.
Сообщение Морозовой Саши о реликвии своей семьи.
Итог занятия. Ребята, что сегодня на занятии мы с вами делали? Что нового вы узнали? (ответы детей) Чему вы научились? Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семейное древо (Г. Дядина)
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа на нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели, со мной до утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы, когда у меня
Появились птенцы…