Алена Горбунова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление и углубление знаний детей деревьев наших лесов.
Задачи: учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.
- продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Оборудование. Презентация. Д\и «Чьи детки с ветки», «Польза деревьев». Шкатулка, конверты с заданиями, корзинка с яблоками, клей, салфетки, костюм Старичка- Лесовичка.
Технические средства: Ноутбук, проектор, экран.
Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят под музыку «Шелест листвы деревьев»
- Ребята, прислушайтесь к звукам? В природе что так звучит?
- А как называется место, где растет много деревьев?
- А как сможете объяснить, что означает слово «лес»?
«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды»
- А какие деревья растут в лесу?
- А вы хотите отправиться в лес?
Но прежде чем отправиться в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу.
Нельзя ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.
Нельзя рвать цветы, ими нужно любоваться.
Нельзя есть незнакомые ягоды и грибы и вырывать их с корнем.
Нельзя шуметь в лесу.
Нельзя обижать животных.
Скажем волшебные слова
«Раз, два, три, наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись»
Вот мы и в лесу. Давайте посмотрим вокруг и полюбуемся лесом.
(Влетает самолётик-письмо)
«Я, старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения без разрешения. И чтобы опять превратиться в детей и попасть домой, вам придётся выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Найдите его. Выполните и дорога домой вам открыта».
Ну что, ребята, выполним. Домой ведь хочется. …
Находим сундучок, открываем его, там конверты с заданиями.
Конверт№1
Стихотворение «Строение дерева» С. А. Васильева
Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:
Ствол - дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении?
- Чем покрыт ствол дерева?
Для чего нужны дереву корни, кора?
- Как вы думаете, дерево живое или нет?
- Почему вы так думаете?
- Потому что оно дышит, питается, растет и размножается.
- А как дышит дерево?
Конверт №2
Сравните два дерева?
Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Сравните ветви.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
Проводится разминка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги - это корни,
Их расставим шире (Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево (Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело - прочный ствол. (Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки - ветви -(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют. (Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно (Качают головой.)
Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками.)
Конверт №3
Игра «Чьи детки с ветки?»
Дети называют листья и семена к картинке-дереву.
Лист березы - к берёзе. Лист кленовый - к клёну. Лист дубовый - к дубу.
Лист осиновый - к осине. Лист ивовый – к иве. Лист тополиный – к тополю.
Хвоинка кедровая – к кедру. Хвоинка еловая – к ели. Хвоинка сосновая – к сосне
Сообщение - загадка: «Это дерево не боится тени, и к холодам оно привыкло. Стройное, высокое, темноствольное, увенчано густой пышной кроной. К концу лета у дерева созревают семена – маленькие темно-коричневые орешки, собранные в гроздья, снабженные крылышками. Почки у дерева похожи на маленькие блестящие орешки. После теплого, весеннего дождя они раскрываются и появляются нежные, клейкие листочки. Когда это дерево зацветет, воздух наполняется медовым ароматом, привлекающим пчел. Цветы дерева бледно-желтые. Они так густо покрывают дерево, что, кажется - оно стало «золотым, словно медом налитым». В этих цветах много сладкого сока – нектара. Мед дерева прозрачный, светло-желтый, душистый и полезный. Его называют «липец». В жаркий день дерево дарит прохладу и тень, украшает леса, сады и парки, очищает от пыли и копоти воздух в городах».
«В старину люди говорили, что липа человека обувает, кормит и поит; из липовой коры делали лыко и плели лапти; из древесины вырезали ложки, миски; липовый цвет заваривали и пили от простуды»
Давайте и мы с вами попробуем этот ароматный чай.
Конверт № 4
- Предлагаю поиграть в игру «Дерево это…». Я буду начинать, а вы продолжать. Надо придумать для кого чем служит дерево.
Для птицы дерево – это (жилище).
Для художника дерево – это.
Для жука дерево – это.
Для мебельщика дерево – это. (ДРЕВЕСИНА)
Для зайца дерево – это. пища (найдите картинки для кого это пища)
Для горожанина дерево – это. ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ (Дыхательная гимнастика)
Включается запись с голосами птиц (встревоженных).
Воспитатель: Что мы слышим?
Дети: Птичий переполох.
Воспитатель: Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно погибло.
Воспитатель: Почему вы решили, что оно погибло?
Дети: Нет коры, нет листьев.
Воспитатель: Давайте поможем дереву, «оденем» его. Как сделать кору, похожую на настоящую?
Дети: Смять бумагу и покрасить.
Воспитатель: Верно, давайте будем делать кору липы.
Дети делают кору, воспитатель приклеивает ее к стволу дерева.
Воспитатель: Вот мы и подлечили дерево
Выходит Старичок – Лесовичок.
«Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. За это вам награда – лукошко с подарками»
- Спасибо, Старичок – Лесовичок. Теперь мы можем отправиться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в саду ты окажись.
Итог занятия.
Вот и вернулись мы обратно в садик. Вам понравилось наше путешествие. Что было особенно интересным? А что было трудно? Легко? На этом наше занятие закончилось.