Олеся Загреба
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы
Вид занятия : Ознакомление со свойствами и качествами материалов
Тема: «Свойства воды»
Образовательные области: «Речевое развитие»,«Познавательное развитие : развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Возрастная группа : 5-6 лет, старшая группа
Цель: расширение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воды посредством проведения опытов с водой.
Задачи занятия :
Образовательные:
Расширить знания детей о свойствах и качествах воды (в воде вещества растворяются);
Закреплять представления детей о свойствах воды (прозрачная, жидкая, бесцветная, безвкусная);
Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой;
Развивать мышление, внимание,память, любознательность,способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать умение анализировать и наблюдать.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Словарная задача:
Активизация слов: лаборатория, опыт, вода, прозрачная, жидкая, бесцветная, безвкусная;
Введение новых слов : растворяется.
Планируемые результаты занятия : в процессе проведения опытов, дети расширили и закрепили знания о свойствах и качествах воды.
Материалы и оборудование : запись звучания ручейка,вода, 3 стаканчика, 3 палочки, 3 трубочки, 3 ложки, кусочек сахара, кусочек соли, песок,блюдце, графин, банка с крышкой.
Предварительная работа : Беседа «Вода в нашей жизни»;Подвижная игра «Караси и щука»“Море волнуется” ;Наблюдения
«Где мы видим воду?»;Чтение Т. А. Шорыгина «Ключевая вода» , С. Маршак «Водопровод» ; д/и «Скажи наоборот»;Ситуативный разговор «Вода нам нужна, чтобы…»;Рассматривание иллюстраций на тему «Вода на Земле» ; Непосредственно образовательная деятельность: лепка «Лепись рыбка», аппликация «Капельки дождя»
Структура занятия, методические приемы:
1. Организационно - мотивационный этап:
М. Словесный - худ. слово,вопросы.
2. Основной этап
2. 1 Этап постановки проблемы :
Словесный - вопросы,пояснения.
2.2 Этап ознакомления с материалом
Наглядные : демонстрация схемы правил безопасности при проведении опытов.
Словесный : вопросы побуждающие к мыслительной деятельности, беседа.
Практический : совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность).физминутка.
Наглядный : наблюдение за проведением опытов.
3. Заключительный этап
Словесный : беседа,вопросы;
Ход НОД
1. Организационно - мотивационный этап
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
Лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Ребята, о чем было это стихотворение? Правильно о воде! Сегодняшнее занятие будет посвящено воде.
2. Основной этап.
2.1. Этап постановки проблемы
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). Как вы думаете, все ли мы знаем о воде? А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда я предлагаю вам отправиться в лабораторию, которая находится прямо у нас в группе, что бы провести опыты с водой и узнать о ней еще больше. Давайте вспомним, что такое «Лаборатория» (да, лаборатория это то место, где работают ученые и проводят различные опыты) А что же такое «опыты»? верно опыт это. А теперь следуйте за мной, я провожу вас в нашу лабораторию.
2.2. Этап ознакомления с материалом
Проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды. Здесь вы можете увидеть стаканчики, трубочки, палочки, ложки и многое другое. Все это нам пригодится для проведения опытов. Но прежде чем мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить правила безопасности при проведении опытов. Давайте посмотрим на схему и повторим их. Молодцы ребята, верно вспомнила все правила и теперь мы можем приступить к проведению опытов.
2.3 Этап практического решения проблемы
Опыт 1. Вода прозрачная.
Воспитатель: ребята, перед вами стоят 2 стаканчика: в одном вода, а в другом молоко. В оба стаканчика мы положим палочки. В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком–нет? Почему? (Ответы детей). (В воде видны).
Какой мы можем сделать вывод? Вода прозрачная, а молоко – нет.
Давайте немного подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке «Гуси-Лебеди» : речка молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения.) А не будет растений- не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит,нельзя загрязнять воду.
Опыт 2. У воды нет вкуса.
Вкус воды» Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Вкусная ли она? Правильно, у воды нет вкуса, она безвкусная. Но когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет ее и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса ее не чувствует. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Ребята, а теперь понюхайте воду. Чем она пахнет? (совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Опыт 4. Вода жидкость, не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, давайте проведем следующий опыт (на столе стоят 1 стакан с водой, блюдце, графин). Переливает воду из стакана в блюдце. Почему вода растеклась по блюдцу? (Вода жидкая)
Совершенно верно. Если бы вода не была такой жидкой, то она бы не смогла течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Вода не имеет собственной формы. Она принимает ту форму, в которую ее вылили, сейчас мы это и увидим. Наливаем воду в графин. Вода приняла форму графина. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются и их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды : в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опыт 5: В воде вещества растворяются.
Возьмем три стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? (Песок не растворяется) Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло?Правильно, сахар в воде растворился. А теперь повторите все за мной «Растворился». «В третий стакан насыплем соль, размешаем её. Соль тоже растворилась. Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? (Дети отмечают, что в этом случае он растворился бы воде.)
И в заключение смешной фокус «Раскрасим воду»
Спрашиваем детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят «нет». На глазах изумленных детей превращаем бесцветную воду в цветную. Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закрывающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и, закручиваем её крышкой (не показывая окрашенную сторону). В нужный момент стряхнуть банку с водой и, вода становится цветной!
3. Заключительный этап
И так ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? (проводили опыты с водой) Все верно! Какие свойства воды мы сегодня вспомнили (прозрачная, жидкая, безвкусная, без запаха)Какое новое свойство воды вы узнали из опытов (в воде вещества растворяются? Молодцы ребята. Наше занятие окончено, дежурные помогают убрать со стола, остальные могут идти играть.