Наталья Филиппова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Собираемся в путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: обучающие: обобщить знания детей о транспорте, предметах личной гигиены, предметах быта. Обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей; уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах, закреплять умения соблюдать правила безопасности;
развивающие: формировать умение анализировать ситуацию, выбирать наиболее оптимальное решение;
воспитательные: воспитывать чувство коллективизма и сопереживания.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста „Собираемся в путешествие“» размещена в разделах
Материал к занятию:
• разрезные картинки с изображением транспорта;
• предметные картинки с изображением предметов: палатка, книга, часы, фотоаппарат, компас, плавательный круг, шезлонг, чемодан, фляжка, подводная маска и ласты, бутылка с газированной водой, очки от солнца, видеокамера, веревка, аптечка, телевизор;
• картинки формата А4: рюкзак, чемодан, сумка;
• карточки для игры «Найди свою группу» с изображением различных видов транспорта;
• 5 картонных полосок длиной 15 см и шириной 3 см со схематическим изображением на них самолета, вертолета, поезда, машины, автобуса;
• иллюстрации с изображением города с большой высоты (или слайд презентации).
• Картинки с изображением людей, которые: путешествуют, отдыхают на пляже, делают покупки в магазине, гуляют в парке.
Ход занятия:
Часть 1. Собираемся в путешествие.
Игра «Собери рюкзак»
- Сегодня мы с вами будем собираться в путешествие. Вместе с нами в путешествие будут собираться наши друзья доктор Айболит и Таня с Ваней. Что надо для того что бы отправится в путешествие? (Надо собрать вещи и выбрать транспорт, на котором мы будем путешествовать)
Для начала разобьемся на две команды.
На одном из столов разложены разрезные картинки с изображением различных транспортных средств (наземный транспорт). У каждой картинки «рубашка» своего цвета. Все картинки лежат «рубашками» кверху. Дети получают задание взять по фрагменту картинки (можно по 2 -3 фрагмента одного цвета) и подойти с ними к столу, помеченному тем же цветом, что и «рубашка» картинки.
После того, как картинки собраны, дети называют, к какому виду транспорта относятся собранные картинки и продолжают работу в подгруппах.
Сначала каждая команда должна выбрать, куда она будет складывать вещи. Командам предлагается три больших картинки с изображением рюкзака, сумки, чемодана. Дети должны посовещаться и выбрать, куда удобнее складывать вещи, отправляясь в путешествие. Далее команды должны собрать вещи, которые надо взять с собой в путешествие.
В процессе игры у детей возникает затруднение – взять можно только 5 предметов, а хочется больше.
Дети должны обсудить проблему командой и принять решение. (Далее на основе предлагаемого ниже материала педагог проводит беседу с детьми, используя презентацию).
-Первыми выполнила задание команда под номером 1. Теперь проверим, насколько вы все правильно собрали вещи. Я заметила, что у вас была проблема, как выбрать только 5 необходимых вещей, ведь их намного больше. Сначала давайте проверим, с чем наши команды отправятся в путешествие? (Сумка, рюкзак или чемодан). Обращаемся к презентации и выясняем, что в путешествие удобнее отправляться с рюкзаком. (Дети должны объяснить, почему) (Рюкзак удобнее, т. к. мы не знаем, куда мы отправимся. С рюкзаком удобнее, руки будут свободные, легче нести вещи на плечах, чем в руках и т. п.)
Теперь подумаем, какие вещи необходимы путешественнику? Как это определить? (Сколько нужно вещей, мы не знаем.) обращаемся к презентации.
-Подумайте, что обязательно должен взять человек в путешествие? Есть и пить он должен? (Да, конечно, тогда нам нужна фляжка для воды).
- А почему не бутылка? (Она может разбиться, и ее не удобно носить, а фляжку пристегнул, и все).
-Что еще может ожидать путешественника? Как ему узнать, правильно ли он идет или уже заблудился? (Ему нужен компас – он показывает дорогу.)
-Совершенно верно. А когда наступает ночь и путешественник должен отдохнуть после дальнего пути, что ему поможет? (Палатка)
-Если путешественник поранится в дороге, что ему пригодится? (Аптечка)
-Вот видите, четыре предмета мы уже положили. Кто меньше всего сделал ошибок? Вот у нас уже намечается победитель. Самое сложное – решить, без какого еще предмета не обойтись. Для начала уберем то, что лишнее. (Шезлонг – большой, а посидеть можно и на пеньке. Плавательный круг – какой это путешественник, если он плавать не умеет)
-У нас осталось пять предметов: книга, часы, ласты, маска и фотоаппарат. И время надо знать, и река может по дороге встретится, и почитать надо, и сфотографировать. Для того чтобы решить эту задачу, давайте вспомним про путешественника Афанасия Никитина. Почему его считали самым первым путешественником России? (Он написал обо всем, что видел в книге).
Значит, путешественник обязан с собой иметь то, чем можно записать или сфотографировать то, что он увидел. Вдруг его ждет в путешествии великое открытие! А это значит (что мы берем с собой фотоаппарат.)
- Конечно, другие вещи тоже необходимы, но без фотоаппарата или камеры современного путешественника трудно представить. Посмотрим, есть ли кто-то, справившийся с заданием без ошибок. (Если есть, то надо наградить команду победителей; если нет, то нужно сказать, что в следующий раз они обязательно победят).
- Скажите, пожалуйста, а почему путешествовать очень опасно? (Можно пораниться, упасть). Что мы взяли для таких случаев? (Аптечку). Я предлагаю поиграть вам в игру «Помоги товарищу».
Физкультминутка «Помоги товарищу».
Дети строятся в колонну и идут друг за другом, огибая воображаемые «препятствия». Достаточно одного круга вокруг группы.
-Представьте, что в путешествии поранился ваш товарищ. Возьмите по мягкой игрушке. Это ваш раненный друг. Вы несете его на руках, а я буду говорить, какие препятствия встречаются вам на пути. Вы должны преодолеть все препятствия и не уронить своего товарища. Приготовились! Начали! Лужа, камень, низкая ветка дерева, ручеек, канава и пр. Молодцы, все раненные спасены!
- Теперь еще одно задание для вас. Посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, на каких картинках люди путешествуют, а какие остаются на месте. Кого можно назвать путешественниками, а кого нет? (Детям предлагаются картинки с изображением людей, как путешествующих, так и просто отдыхающих на пляже или совершающих покупки в магазине).
Ну вот, вещи собраны, осталось выбрать транспорт.
Часть 2. Выбираем транспорт.
Путь предстоит не близкий. На чем же мы доберемся до места?
Игра «Найди свою группу».
Детям предлагается взять картинки с изображением разного вида транспорта.
- Внимательно посмотрите на свою картинку и картинки своих товарищей и подумайте, на какие группы вы можете разделиться в зависимости от назначения ваших транспортных средств.
- Расскажите, какие группы у вас получились. Почему вы объединились в эти группы? Какое назначение выполняют ваши транспортные средства. (Воздушный, водный и наземный).
Как вы думаете, какой из этих видов транспорта движется быстрее всего, имеет самую большую скорость?
-Какой медленнее?
- Какой самый медленный?
Предложить детям разложить полоски с изображением транспорта по мере убывания скорости.
-Подумайте, как сделать так, чтобы по длине полосок можно было догадаться, где большая, а где меньшая скорость? Самая большая скорость будет обозначена самой длинной полоской.
- Какая полоска должна быть самой длинной? Правильно, та, на которой изображен самолет. Оставим ее такой, какая она сейчас.
- Какая полоска будет следующей по длине?
- Что имеет самую большую скорость, движется быстрее всего после самолета? Правильно вертолет. Сделаем эту полоску немного короче (отрезаем 2 см). Таким образом, укорачиваются все остальные полоски.
Представьте, что мы отправляемся в путешествие прямо сейчас.
- Какое сейчас время суток? (Утро).
На каком виде транспорта мы можем отправиться? (ответы детей)
-Если мы сядем в поезд, то приедем на место ночью, а это неудобно.
-Чем нам лучше воспользоваться? (Самолетом.)
-Объясните, почему вы так думаете. Самолет имеет большую скорость, чем поезд, и поэтому мы окажемся на месте гораздо раньше.
- Кто из вас уже летал на самолете?
- Кто ведет самолет? (Пилот, штурман.)
- Кого называют хозяйкой самолета? (Стюардесса.)
Представьте, что мы летим с вами на самолете. Посмотрите вниз (на экран). Что вы видите? Демонстрация вида города с небольшой высоты, чуть позже – с высоты гораздо большей.
-Что изменилось?
-Почему мы перестали различать дома и видим только огоньки? (Потому что мы смотрим на них с большого расстояния.)
-А, что мы увидим, если поднимемся еще выше? (Облака.)
Что бы полет не показался долгим, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай транспорт».
Воспитатель загадывает различные виды воздушного транспорта. Средство передвижения может быть, как реальным, так и сказочным. Команды должны отгадать задуманное, задавая водящему определённые вопросы:
• Сказочное или настоящие?
• Имеет ли крылья?
• Имеет ли пропеллер?
• Есть ли двигатель?
• Где хранится или отдыхает в свободное от полетов время?
Подведение итогов.
- Ребята, можете ли вы теперь назвать предметы, необходимые в путешествии? (Дети называют). Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Скажите, пожалуйста, а чем путешественник отличается от обычного отдыхающего? (Он открывает что – то новое, рассказывает об этом другим людям, специально выбирает для путешествия места малоисследованные места, что бы узнать что там).
- Что же ребята, вещи собрали, транспорт выбрали, а куда мы с вами отправимся, вы узнаете на следующем занятии.