Галина Бородина
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «Февраль. Снеговичок — февраля дружок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации.
Тема: «Февраль. Снеговичок – февраля дружок»
Цель: Сделать аппликацию снеговика из салфеток.
Задачи: Познакомить детей с новой техникой выполнения аппликации, особенностями третьего месяца зимы и с изменениями, происходящими в природе.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации „Февраль, Снеговичок — февраля дружок“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Аппликации
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивать наблюдательность, эмоциональное восприятие природных явлений.
Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту природы, быть внимательным и добрым.
Оборудование: Презентация «Февраль», музыкальные композиции: Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» и Чайковского «Февраль», «Масленица» из цикла «Времена года», схема последовательности работы, розетки для клея, кисточки для клея, клей, клеенки, салфетки из ткани, карточки с пословицами и приметами, листы со словами «лазурь», «метель», «вьюга», «поземка», «бокогрей», «лютень», «Бумажная пластика», цветной картон голубого цвета, белые салфетки, тарелка со снегом, костюм для снеговика, выставка аппликаций на тему «Зайка - беляк», выполненных ватой.
1. Организационный момент
Вот настал занятия час.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И занятие начнем.
2. Вводная часть
- Ребята, вспомните, кто собрался у новогоднего костра в сказке С. Я. Маршака «12 месяцев»?
Назовите по порядку все месяцы. Начнем с Л. Каждый должен назвать один месяц.
-Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы.
- Февраль – последний месяц зимы. «Дотяни до весны». Он самый короткий. Его прозвали коротышка. А еще менсяц февраль в народе прозвали «Бокогрей». Бокогреюшко — февраль, он теплом обычно враль. Говорят про него люди «Лютень». Вы, наверное удивитесь и «Бокогрей» и в то же время «Лютень». Это потому, что февраль - месяц переменчивый, обманчивый, днем может быть тепло и солнечно, а ночью сильный мороз.
Февраль – месяц вьюг, метелей и ветров.
Зима в разгаре. Снега в лесу столько, что без лыж и двух шагов не сделаешь. Ночью бывает такой мороз, что деревья трещат. Ребята прочитают вам отрывки из стихотворений. Вот как о феврале говорили поэты.
Ж. А.
А. С. Пушкин.
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
Л. Л.
С. Есенин
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
М. Н.
Сегодня метель
Ненастная погодка
Метет по всей земле.
Предсказывала сводка
Метели в феврале.
3. Сообщение темы занятия.
- Мы сегодня поговорим о третьем месяце зимы. Напомните, как он называется? Правильно, февраль., а занятие называется «Снеговичок – февраля дружок» (На доску помещается название занятия).
4. Основная часть.
- Подумайте, от каких слов произошло слово метель?
Слово метель произошло от слов мести, заметать, засыпать.
- А от каких слов произошло слово вьюга?
Слово вьюга образовалось от слова виться, кружиться.
- А что вы скажете о слове позёмка?
Слово поземка образовалось от слов зема – земля, позема – по земле
(на доске помещаются слова «метель», «вьюга», «позёмка»)
- Посмотрите на слова и скажите, какое слово со смягчающим мягким знаком, а какое с разделительным.
(Слайды 1-17). Посмотрите, как выглядят метель, вьюга и поземка. Я предлагаю вам сейчас прослушать музыкальное произведение, которое называется «Зима». Написал эту музыку скрипач, композитор Антонио Вивальди. Мне кажется, что в ней слышно все, что относится к февралю. После прослушивания музыкального фрагмента и просмотра фотографий, я прошу поделиться своими ощущениями, навеянными образами.
(сугробы, снег метет, кружит, снегопад, мороз на катке, морозные узоры, капель, треск деревьев в зимнем лесу, ветер задувает фонари, ветер кружит снег в быстром вальсе).
Какими словами можно охарактеризовать февраль? Какой он? (Снежный, переменчивый, холодный, вьюжный, суровый, обманчивый, короткий, последний, ветреный).
В том, что он снежный можно догадаться, посмотрев на эту фотографию. (Слайд 18)
Видите, все белым – бело.
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка. (Проводит Ч. С.)
Встаем на лыжи.
Мы на лыжах в лес идем
Мы взбираемся на холм.
Вдруг поднялся сильный ветер
Он деревья крутит, вертит.
А вокруг лежат сугробы.
Снегом замело дороги.
Ну а мы идем, идем,
Мы на лыжах в лес идем.
- Ну, если мы пришли в февральский лес давайте посмотрим, какой он? Возможные ответы детей: деревья в снегу, снег шапками, снег искрится на солнце, туман, всё затаилось, тишина и т. д.)
А поэт Федор Иванович Тютчев называл зиму Чародейкой. Мы читали это стихотворение. Федор Иванович так смог описать зимний лес, что в него сразу хочется попасть. Я вам напомню отрывок из стихотворения. (Слайды 19 - 20)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- А кто мне скажет, кто такая Чародейка?
- Чародейка – значит волшебница. А что может делать волшебница?
- А какие волшебства происходят в зимнем лесу? Я думаю, что в таком красивом лесу чудеса должны происходить обязательно. Вспомните, о какой сказке мы говорили в начале занятия? Кто собрался у новогоднего костра? Это значит, что братья месяцы ожили? (Слайд 21)
А какие сказочные персонажи живут в таком красивом зимнем лесу? Дед Мороз может жить в этом лесу? (Слайд 22)
И конечно рядом с Дедом Морозом всегда кто? Конечно его внучка Снегурочка. Назовите помощника Деда Мороза. Конечно – же это Снеговик.
- Как вы думаете, ребята, в каком состоянии лес? (Ответы детей: тихо, спокойно, складывается впечатление, что он спит).
- А действительно ли лес спит? Замирает ли вся жизнь в лесу? Кто живёт в нём даже в такое холодное время? Мы это узнаем сейчас из загадок.
Загадки. (Слайд 23)
Рыжая плутовка спряталась под ёлкой
Зайца ждёт, ждёт хитрюга та
Как зовут её(лиса)
«Серовато, зубовато, по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет»… (волк)
Он за модой не следит,
На “показах” не сидит,
Но как сменится сезон,
Поменяет шубку он –
Серую немаркую
На белую и яркую
Модницам на зависть?
Кто же это?. (заяц)
Он не отёсан, зол и груб.
Из всех деревьев любит дуб.
Ведь он в лесу, среди зверей,
Большой любитель желудей… (кабан)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)
Под кочкой как в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка
Кто же это?. (мышка)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу… (Белка)
Как же живут эти животные, чем питаются? (Ответы детей)
- Чем холоднее становится погода, птицам живется легче или труднее? (Ответы детей)
- Как мы узнаем, какая погода нас ожидает? (Ответы детей).
- В наше время погоду предсказывают синоптики, издавна люди старались наблюдать за поведением птиц, зверей и явлениями природы, чтобы знать погоду на ближайшее время, т. е. пользовались народными приметами, придумывали пословицы и поговорки.
Я для вас тоже приготовила приметы и пословицы о феврале, давайте их прочитаем.
- В начале февраля тепло, тает снег - к посредственному урожаю.
- Если февраль выдастся дождливым, то такими же можно ожидать весну и лето. Погожий февраль предвещает засуху летом.
- Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.
- Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
- У вас на столах лежат карточки с приметами пословицами и поговорками. Вы должны будете их прочитать и объяснить, что они обозначают.
(Дети читают с карточек на столе)
- Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый. (М. Н.)
- Настя, как ты понимаешь эту пословицу? (Если Н. не сможет объяснить, спросить у детей).
- Вьюги да метели под февраль полетели. (Л.)
- Как ты, Леша, понимаешь эту пословицу?
- В конце месяца много длинных сосулек - к долгой весне.
- Что ты Максим можешь сказать о такой примете?
- В феврале много инея на деревьях - будет много меда.
- Люба, ты можешь объяснить такую примету?
Ближе к марту снег меняется. Он становится тяжелым, в нем нет декабрьской и январской легкости. Это хорошо видно на картинах.
Посмотрите, что это у меня.
Воспитатель обращает внимание детей на тарелку, накрытую салфеткой:
- Что это там у нас интересного? Давайте посмотрим.
(Снимается салфетка с тарелки).
- А что же это такое?
- А какой снег?
- Максим, возьми немного снега и подержи.
- Ой! Что с ним случилось?
- А почему он тает? Он боится тепла и от тепла тает. Какой стал снег? (липкий)
- Ребята, что можно слепить из липкого снега? (Ответы детей).
Отгадайте загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
Кто это? (Снеговик)
Входит снеговик.
Я, ребята, Снеговик,
К снегу, холоду привык,
Голова моя кругла,
Ну, а нос – морковка.
А в руках моих метла
Так и пляшет ловко.
Я хочу с вами поиграть, у меня есть «волшебный снежок», не бойтесь, он теплый. К кому он попадет в руки, тот должен сказать какой я. Снеговик передает по очереди снежок и дети называют свойства снеговика. (белый, холодный, веселый, снежный, толстый….)
- Снеговик, тебе понравилась наша игра?
- А что случилось, почему ты плачешь?
Снеговик:
- Потому что вы вместе и вам весело, а я целый день один-одинешенек и нет у меня друзей…
- Ребята, как же помочь Снеговику, чтобы ему стало весело?
- Правильно. Давайте сделаем Снеговику много друзей, и ему станет веселее с друзьями. А из чего мы можем сделать снеговиков? Правильно, из снега?
- А где наш снег? Ой, он испугался тепла и растаял. Что же нам теперь делать?
Снеговик:
- Здесь поможет только чудо.
Воспитатель:
- Снеговик, дай мне, пожалуйста, свой волшебный снежок, может быть он поможет. (шепчет что то в снежок, перебрасывает его с руки на руку, слушает снежок).
- Поднимите клеенки на своих столах. Что это у вас?
-Так здесь же салфетки. Вот из них мы и будем делать Снеговиков.
Воспитатель показывает детям образец Снеговика и говорит:
- Вы хотите сделать такого Снеговика?
- Но сначала мы подготовим наши руки к работе.
Физкультминутка «Снеговик» (Проводит Снеговик)
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок –
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).
Он превратится в толстый ком.
(Руки смыкают в большой круг).
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх).
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам).
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу,
кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу).
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх).
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны.
Приседают).
Садятся на свои места.
- Вот теперь мы будем делать вот такого Снеговика. Воспитатель помещает на доску образец. Я покажу вам новый способ изображения предметов. Это для вас новый не знакомый способ из смятых салфеток, называется «Бумажная пластика». (На доске помещается название «Бумажная пластика»)
Мы уже работали с необычными материалами. Вот ваши работы. Кто скажет, чем вы рисовали зимние деревья? (Манной крупой). Чем вы рисовали на снежинках? (Солью). Мы уже делали аппликацию из резанных ниток, а вот и ваши зайки. Из чего вы делали зайцев? (Из ваты)
Показ последовательности изготовления Снеговика. На доске размещается схема последовательности работы.
- А из каких частей он состоит? Правильно, из трех комков снега – это туловище и двух маленьких комков – руки. Все комочки из салфетки одинакового размера? А чтобы получились такие комочки, нужно вот так смять салфетки. (Показ) Что нужно сделать, чтобы комочки были разного размера? Правильно, брать все меньше и меньше салфеток. На самый большой ком надо две салфетки, на средний – одну. На маленький – оторвать часть салфетки. Из остатков сделаем руки. Вот схема, на ней все изображено (Объяснение по схеме).
- Выкладываем комочки на картоне. Не забывайте, что работаем в центре листа. Сначала выкладываем большой комок внизу листа - это ноги, поменьше – это туловище, а самый маленький - это голова, на которую мы наденем ведерко. Все это мы должны аккуратно приклеить. Намазываем сначала большой комочек, предварительно слегка придавив его к столу, чтобы одна сторона стала плоской, и выкладываем его на намеченное место, легонько придавливаем. Потом намазываем остальные комочки и руки, и так же аккуратно приклеиваем их к листу бумаги. Вот и получился у нас Снеговик. А чего еще не хватает у него на голове?
- Правильно. Их мы можем сделать из горошин перца, он у вас лежит на соле. Глаза - черные угольки, розовые щечки, красный рот и нос морковкой!
Как вы сделаете нос? Нужно скатать маленькую морковку из оранжевой салфетки, намазать широкий конец и прижать. Немного подержать, чтобы клей успел подсохнуть.
- Повторите последовательность, в которой вы будете работать. (Дети проговаривают план выполнения действий).
- Напомните правила работы с клеем.
- работать на клеенках.
- в рот клей брать нельзя.
- наносить клей, не выходя за границы работы.
- не баловаться с клеем.
- клей вытирать об тканевую салфетку.
Самостоятельная работа:
Работать вы будете в сопровождении музыки. Написал это произведение Петр Ильич Чайковский и называется оно «Февраль». «Масленица» из цикла «Времена года». (Слайд 24)
- Приступайте к работе.
- Оказание необходимой помощи ребятам.
- Указания по ходу работы.
Воспитатель предлагает детям показать своих Снеговиков гостю.
- Молодцы! Получились у вас снеговики не простые, а любопытные, озорные. Я очень рад, что у меня теперь так много друзей стало.
Готовые работы наклеиваются на ватман.
Показывают свои работы Снеговику
5. Подведение итогов.
Работы помещаются на доску.
- Ну, что Снеговик весело тебе стало? Посмотри, сколько друзей тебе сделали ребята. Тебе нравятся наши снеговики?
Посмотрите, какие красивые снеговики у вас получились. Вам понравились работы? А какая работа больше всех понравилась Л.? (ответ Л., а тебе С. А.? (ответ С.) и еще спросим Н. (ответ Н.). Все работы очень красивые. Вы обратили внимание, что ваши снеговики все разные, у каждого свой характер. Вы все с работой справились. Пришлось помогать Е., С. т. к. они сами еще не могут справиться с работой. Я думаю, что в следующий раз они постараются все сделать самостоятельно.
- А теперь нужно попрощаться с гостем. Спасибо, что зашел к нам в гости.
- Ребята, позовем Снеговика к нам в следующем году? А чтобы тебе было не грустно уходить, мы тебе в дорогу подарим песню. (Включается фрагмент песни «Марш снеговиков», слайд 25)
- Ребята, что понравилось вам на занятии?
- Что было для вас сложным, трудным?
- К какому месяцу мы ходили в гости?
- Какой новый способ аппликации вы сегодня узнали?
- Когда было много снега, мы с удовольствием сделали вот этих снеговиков. (Слайд 27)
- Я думаю, как только представится такая возможность, и мы с вами слепим много вот таких красавцев снеговиков из снега. (Слайд 28)
- Вытрите руки салфетками. Занятие окончено.
Используемая литература:
- Н. Б. Рябко «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика» Педагогическое общество России. Москва 2007
- Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала» Москва 2006
- Н. В. Чен «Замечательные поделки своими руками» Харьков 2008
- Д. Н. Колдина «Аппликация» Москва Мозаика – синтез 2007
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» творческий центр Сфера Москва 2007
- В. Г. Лысаков «1000 загадок» Москва 2006
- Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки» Москва «Просвещение» 1985
Картинки:
http://hdwallpapercollection.com/winter-snow-wallpaper-desktop- html#.UxN5Ns7cVVUhttp://picsfab.com/search?q=%23зима&order=relevance&page=1
http://jean-pieere.ucoz.ua/photo/winter_wallpapers_11/1-0-31
http://naturelight.ru/show_photo/67.html