Татьяна Феодорова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: углубить и систематизировать знания детей о воздухе, как одного из главных факторов необходимых для существования жизни на земле. Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Задачи: дать основы знаний о природной стихии. Расширять представления о свойстве роли воздуха в окружающем мире. Показать, где и в каком виде существует воздух в окружающей среде. Развивать мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями; развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью. Материал: мини- лаборатория, баночки с водой, соломинки, бумажные самолетики на каждого ребёнка, емкость с водой, прозрачные стаканчики. Х. Ход занятия. Вос. - ль: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Кто это? Дети: Буратино! Буратино: Здравствуйте, ребята! Вос. - ль: Буратино, ты почему такой грустный, что с тобой случилось? Буратино: Я сегодня поссорился с Мальвиной. Она опять начала меня учить, она говорит, что вокруг нас везде воздух, а я ей говорю, что воздуха нет, я его не вижу, ну где он? Нет его! А она мне говорит есть воздух и он вокруг нас. Вот мы и поссорились с ней. Ну ведь правда, ребята, если мы не видим воздух, не можем его потрогать, значит его нет. Вос. -ль: Ребята, а как вы думаете (ответы детей). Хорошо, давайте разберёмся кто прав, Буратино или Мальвина, есть воздух или его нет. Чтобы узнать это давайте перейдём в нашу мини- лабораторию. Возьмите стаканчики, как вы думаете это пустые стаканчики, есть ли в них что- нибудь? (ответы детей). Буратино:Конечно пустые, каждому ясно, что в них ничего нет. Вос. -ль: Буратино говорит в них ничего нет, вот сейчас мы и проверим. Возьмите. каждый свой стаканчик, и держа его вертикально вверх дном, медленно опускайте в воду. Стакан надо держать строго вертикально. Попадает ли вода в стакан? Почему не попадает? Не знаете? Хорошо давайте теперь чуть- чуть наклоним стакан. Что увидели? Дети: пузырьки! Вос. - ль: Знаете откуда взялись пузырьки? Эти пузырьки и есть воздух который выходит из стакана, а его место занимает вода. Ребята, а почему Буратино говорил, что стакан пустой и там ничего нет, как вы думаете? (ответы детей). Правильно, воздух прозрачный и бесцветный, поэтому его и нельзя увидеть. Ну,что Буратино, все ещё не веришь, что воздух есть и он вокруг нас? Буратино: нет, не верю и не поверю никогда! Вос. - ль: Хорошо, Буратино, посмотри это стаканчик с водой, а на дне его лежат что? Буратино: горошины. Вос. - ль: Ребята, что делают горошины в стакане с водой? Да они спокойно лежат. Хотите их оживить? А вы знаете как это сделать? Может догадался кто- нибудь, что нам может помочь оживить наши горошины? Правильно, воздух. У вас рядом со стаканом лежат трубочки, что нам надо сделать (подуть в трубочки). Что происходит? Правильно появились пузырьки- это воздух, мы сново его увидели! А что же делают наши горошины? (они двигаются). Итак, что же нам помогло оживить горошины (воздух). Правильно, конечно воздух! Так вот, Буратино, мы не только нашли воздух, но и увидели его, увидели, как он заставил наши горошины двигаться. А сейчас я приглашаю всех поиграть в игру " Самолеты". Физкультминутка: Руки в стороны- в полет. О. Отправляем самолёт, А. Правое крыло вперёд, О. Левое крыло вперёд. Р. Раз, два, три, четыре- П. Полетел наш самолёт. П. Полетали самолёты, П. Приземлились в аэропорте. Вос. - ль: Ребята, воздух помогает летать птицам (показ слайдов) и самолетам. Воздух помогает удерживать их на верху. У нас есть самолетики. Сейчас мы будем их запускать, и увидим, как воздух некоторое время удерживает их на верху (дети запускают бумажные самолетики). Так вот, Буратино, воздух вокруг нас, он везде, мы его не видим, потому что он бесцветный, но им дышат люди, птицы, животные, растения. Буратино: Ну, ладно, это мне понятно, но вот вы мне скажите, И я, и ребята, и все люди дышат чере нос. Ну - ка ребята, подышите своими носиками. Отлично! И у зверей, и у птиц тоже есть носы. А как дышат растения? Куда спрятали они свои носики? Вос. - ль: У растений и нет ни каких носиков. Зато на растениях есть маленькие дырочки- отверстия, их трудно увидеть (показ слайдов). Вот через них дышат все растения и цветы. Буратино: Значит и одуванчику и всем цветам и даже траве нужен воздух? А я об этом не знал. А как узнать, что я дышу? Может я только рот открываю? Вос. - ль: Очень просто. Ребята и ты Буратино, поднесите свою ладошку ко рту, подышите ротиком, что вы чувствуете на ладошке (воздух, а теперь рот закройте и подышите носиком. Что вы чувствуете? Ребята, а давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Что вы почувствовали (ответы детей). Правильно, без дыхания не возможна жизнь. Ну что, Буратино, понял, что воздух есть и он вокруг нас, хотя мы его не видим. Буратино: Да, теперь понял. Просто я думал, раз я воздух не вижу, значит его нет. А вы меня убедили, что он есть. Знаете ребята, я пойду к Мальвине и попрошу у неё прощения. До свидания! Вос. - ль: Сегодня мы с вами узнали много интересного. Ребята, что вы узнали сегодня о воздухе, о его свойствах? Дети: Воздух есть везде, он бесцветный, прозрачный, поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле. Вос. - ль: Теперь вы знаете, что без воздуха невозможна жизнь на земле.