Анна Шольтис
Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Закреплять знания о русском народном творчестве (устном и декоративно-прикладном)
• Закреплять умение рисовать знакомые элементы узора (колечки, точки, горошины, круги, прямые линии).
• Упражнять, в умении видеть красоту и своеобразие в изделиях дымковских и филимоновских мастеров.
• Развивать внимание, ориентировку в пространстве, зрительную память, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Воспитывать уважение к русской национальной культуре, и интерес к народным промыслам.
Материалы:
• Карточки с элементами узора дымковских и филимоновских мастеров
• д/и «Запомни и нарисуй»
• листы бумаги, формат А-4, цветные и клеящие карандаши, трафареты дымковских игрушек, формата А-3.
Ход занятия
Дети проходят в группу и рассаживаются на места.
Раздается стук в дверь, и в группу приносят письмо.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо.
Хотите знать, кто его нам прислал? Вскрываем конверт.
Что же там написано?
Воспитатель открывает письмо и читает:
«Дорогие ребята, приглашаю вас в страну сказок. Царь велел мне к ярмарке изготовить народные игрушки. Находится наша страна далеко, попасть туда трудно.
Мне нужна ваша помощь. А, чтобы вам легче было добраться – посылаю вам карту путеводную.
Василиса Премудрая»
Воспитатель: (Воспитатель с детьми рассматривают конверт, на котором изображена «Царевна-лягушка»)
- Дети, из какой сказки пришло к нам письмо? (Из сказки царевна-лягушка)
- Как вы узнали? (ответы детей)
- А кто помнит, за что отец превратил Василису в лягушку? (ответы детей)
- Какие задания выполняла Василиса? (ответы детей)
- Какие народные игрушки мы можем смастерить сами (Дымковские, филимоновские).
- Как же их делают? (лепят из глины, а потом раскрашивают)
Воспитатель: - Ну, что отправимся в гости к Василисе Премудрой? Да!
- Только, на чем мы можем отправиться в страну сказок? ( варианты детей: поезд, ковер-самолет, и. т. д.)
- Вот мы и оказались в сказочном лесу… Давайте посмотрим карту, чтобы узнать куда же нам дальше идти. Смотрите, здесь что-то написано…
«Направо пойдете – чудо-дерево найдете,
Налево пойдете – речку перейдете,
Прямо пойдете – чудо найдете».
Воспитатель: - Надо искать чудо-дерево.
Давайте внимательно посмотрим направо, может, там увидим чудо-дерево.
(подходим с детьми к чудо-дереву и рассматриваем его)
- Что же на этом дереве необычное? (на нем и листочки, и цветы, и яблоко, и еще картинки с узорами)
- А, на этом листочке что-то написано:
«Правильно узоры филимоновские отберёте,
Дорогу дальше вы найдёте…
Потом яблочко румяное возьмите, по дорожке покатите.
Куда яблочко покатится – туда и вам идти…»
(Проводится игра «Отгадай роспись» - дети отбирают картинки только с филимоновскими узорами.) Во время выполнения задания воспитатель просит рассказать, почему дети думают, что эти карточки именно с филимоновскими игрушками
(узор состоит из полосок)
- Ну, теперь давайте яблочко покатим – пусть дорогу дальше нам покажет…
Воспитатель: - Яблочко наше остановилось. В чем дело? (берём яблоко в руки, рассматриваем; яблоко раскрывается, а в нем письмо.)
«Дорогу дальше вы найдете,
если песенку споёте…»
Воспитатель: - А давайте споём про дымковские игрушки.
Ритмодекламация на тему
«Д ы м к о в с к и е и г р у ш к и»
(под музыку песни «Эх, Самара – городок!»)
1. Дым идет их труб столбом Круговые движения правой рукой
Точно в дымке все кругом Круговые движения левой рукой
Голубые дали – Прикладываем руку «козырьком» и смотрим вдаль
Дымкою назвали!
Вот она какая - игрушка расписная! - 2 раза Пружинка: мальчики – руки на поясе, девочки - полочкой
2. Мы из глины вас слепили, Имитация лепки
Белой краскою покрыли. Имитация рисования сверху-вниз
Очень ловко справились. Хлопки в ладоши
Высохнуть оставили. Дуем на раскрытые ладошки
3. Вот колечки и полоски Имитация рисования
Петушки и водоноски, Имитация «петушка», и «водоноску»
И лошадка, и индюк Имитация «Лошадка», «Индюшок»
Ловко получились вдруг! Хлопки в ладоши
Вот она какая - игрушка расписная! - 2 раза Пружинка: мальчики – руки на поясе, девочки - полочкой
После исполнения ритмодекламации дети находят шкатулку и открывают её.
«Здесь найдете для работы вы листки, карандаши.
Как запомните узоры – так рисуйте от души.
Потом по бревнышкам пройдете и в страну сказок попадёте…»
Дети запоминают узоры на картинке и рисуют их по памяти.
Воспитатель: Ребята, что нам дальше делать?
Дети: По камешкам идти.
Воспитатель: Но, нужно идти аккуратно, наступать только на камушки, иначе можно утонуть в речке.
Дети идут по «бревнышкам», их встречает Василиса Премудрая.
Василиса: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Василиса: - Добро пожаловать в страну сказок. Как вы быстро пришли мне на помощь.
- Вы почти со всеми заданиями справились. Не могли бы вы мне помочь. Я много что умею делать: и готовить, и шить. Только вот игрушек для ярмарки мне одной столько не успеть сделать. Поможете?
Дети: Да.
Василиса: Я вам приготовила игрушки, украсьте их дымковскими узорами. Только для работы нам надо разбиться на три команды.
Дети украшают трафареты дымковских игрушек заранее приготовленными элементами, составляют из них узор и наклеивают на трафарет. Украшая тем самым изображение дымковской игрушки.
Работа выполняется под фонограмму народных мелодий.
Воспитатель проводит индивидуальную работу, помогает советом, напоминает способы работы, и. т. д.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться в детский сад.
Василиса: А за то, что вы пришли ко мне в гости и помогли мне. Примите от всех жителей сказочной страны пряники печатные и сушки ароматные. И приходите ко мне на пир.
Воспитатель: Спасибо Василиса Премудрая! До свидания!
Дети: До свидания!