Арина Кривощекова
Конспект занятия по ознакомлению с комнатным растением толстянка
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы комнатное растение «Толстянка».
Цель занятия: Закрепление представлений о комнатном растение «Толстянка», ухода за ним.
Задачи занятия:
Образовательные:
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• обобщить знания о способах ухода за растением (полив, мытье, рыхление);
• познакомить с комнатным растением толстянка.
Развивающие:
•развивать речь;
•развивать психические процессы: память, мышление;
• развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
Воспитывающие:
• воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.
Оборудование: лейка с водой, кисточка, влажная тряпочка, интерактивная доска, горшок, лопатка, земля, дренаж, перчатки, плакат с растением, аудио запись загадки.
Подготовительная работа: работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения». Совместная работа по уходу за комнатными растениями, полив и рыхление земли (почвы)Работа по схемам «Что нужно для роста и развития?», «Правила полива комнатного растения», «Строение цветка». Заучивание пословиц о труде, чтение стихов о растениях, работа с загадками.
ХОД занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап
Игровая ситуация «В гости к бабушке Федоре»
Воспитатель: Напоминаю о недавно прочтенном произведении «Федорино горе» и предлагаю проведать бабушку Федору. Воспроизводится ситуация прихода в гости. Обращаю внимание на чистоту и порядок в доме Федоры.
Проблемная ситуация.
Федора: Ребята, я решила украсить свой дом комнатными растениями, но оказалось, что уход за ними – целая наука. И, к тому же, я не могу разобраться, какие растения комнатные, а какие нет.
Поисковый этап
Организуется обсуждение:
* Как и чем помочь бабушке Федоре?
* Что нужно знать, чтобы научиться ухаживать за растениями? (мы можем познакомить Федору с названиями растений; можем научить выбирать способы очистки листьев, рыхлить почву).
Практический этап
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу о растении «Толстянка».
Крассула (толстянка, денежное дерево) - это растение с толстыми листьями в форме монеток. Листья зеленые, блестящие. Толстянку лучше разместить на южной стороне. Выращивать толстянку можно листочками или отростками. Их можно посадить сразу в землю, а можно поставить в воду и дождаться, когда отрастут корни. За толстянкой ухаживать очень просто. Поливать толстянку нужно, когда высыхает почва, а зимой можно совсем не поливать. Толстянку протирают влажной тряпочкой. Она очень любит свет.
У бегонии листья другой формы и окраски, она не любит, что бы вода попадала на ее листья. Стебель бегонии тоже покрыт волосками. Бегония легко переносят жару и яркое солнце, любит рыхлую землю, обильные поливы, но заливать ее нельзя. Пересаживать нужно каждый год. Бегонию легко размножить семенами, черенками
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Федорой вспомним, где растут цветы и в зависимости от этого назовем одним словом, какие это цветы (в саду растут садовые, в лесу – лесные, в поле – полевые, на лугу – луговые, а в комнате – комнатные). Давайте посмотрим на экран и расскажем и покажем Федоре, как выглядят эти цветы.
(Просмотр презентации «Планета цветов»)
Воспитатель: А теперь посмотрите на растения, которые Федора хочет разместить у себя в комнате (толстянка, бегония). Как они называются?
Федора: Я вижу, как вы хорошо различаете эти растения, а вот у меня никак это не получается.
Воспитатель. Не расстраивайся, бабушка, дети сейчас тебе подробно расскажут о растениях и ты никогда больше не будешь их путать.
• Ребята, чем похожи эти растения? (есть стебель, корень, листья, они зеленого цвета).
• У каких растений есть стебель? (толстянка, бегония)
• А где же корни у этих растений? (в почве, земле).
Федора: Спасибо, ребята. Теперь я не перепутаю эти растения.
Воспитатель: - А что необходимо для того, что бы растения хорошо росли? (поливать, рыхлить землю, нужен свет)
- А сейчас покажите как вы дышите. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом.
Дыхательная гимнастика «Ненасытный хомячок»
Воспитатель: - Как вы думаете, дышат ли растения? Живые они или нет?
- носик и ротик у растений – это листочки, ими они дышат, на каждой нижней стороне листика есть маленькие отверстия, их можно увидеть только в микроскоп. Если листья грязные, то растениям очень плохо дышать. Мы с вами чистим носики? Нужно ухаживать и за листочками комнатных растений: удалять пыль путем опрыскивания, мыть мокрой тряпочкой или сухой.
Дети выполняют трудовое поручение «Очистка листьев растений». (Делятся на группы, обсуждают и выбирают инструменты для очистки листьев в соответствии со строением. Крупные листья протирают тряпочками, с мелкими листьями ставят в таз, закрывают почву клеенкой и поливают из лейки или опрыскивают из пульверизатора. С листочков с шероховатой поверхностью пыль смахивают кисточкой.) Дети выполняют работу, Федора наблюдает, задает вопросы, помогает.
Федора: Спасибо за помощь и науку. Вы очень дружно трудились. Я поняла, зачем и как нужно мыть растения, но никак не могу понять, зачем нужно рыхлить почву?ю
Воспитатель: Выберите растения, в вазонах которых почву необходимо рыхлить, выполните эту работу.
Федора спрашивает: - Чем вы рыхлите почву? (палочками-рыхлилками)
- Для чего нужно рыхлить почву? (чтобы обеспечить корни воздухом)
- Что произойдет, если этого не делать? (корни не смогут дышать воздухом)
Воспитатель: Правильно, дети. Но главное назначение рыхления – задержание воды в почве. Чтобы проверить это, подойдите к столам со стаканами с почвой. Проверьте, сухая или влажная почва в стаканах. (сухая).
Что нужно сделать, чтобы проверить, где вода быстрее поступит к корням растения и дольше задержится в почве? (прорыхлить один образец) Дети выполняют.
Федора выражает интерес к результатам эксперимента, предлагает детям высказать предположение, что произойдет в дальнейшем с каждым из образцов.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Итак, дети, удалось ли нам решить поставленную задачу?
Дети: да, мы помогли Федоре, разобраться с комнатными растениями
Федора: Благодарю вас за помощь, но у меня осталось еще много вопросов: Как узнать, что растение нужно поливать? Какую воду нужно использовать для полива? Что еще нужно делать, чтобы растения чувствовали себя хорошо, красиво выглядели, росли и развивались?
Воспитатель: Давайте подарим бабушке Федоре энциклопедию «Комнатные растения», где она найдет ответы на все свои вопросы.
Федора благодарит за подарок и приглашает прийти к ней вечером, чтобы посмотреть на результаты опыта.