Людмила Болгова
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами древесины
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами древесины
Цель:
Продолжать закреплять названия деревьев и предметов, сделанных из дерева, продолжить знакомить детей со свойствами дерева и металла, развивать исследовательские умения, формировать бережное отношение к природе и предметам, сделанным из древесины.
- рисунки с изображением деревьев и отдельных его частей
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению со свойствами древесины» размещена в разделах
- спилы деревьев продольные и поперечные,
- таз с водой.
- лучина, спички, свеча,
- фигурки из дерева,
- деревянные и металлические ложки.
-лупа,
Ход занятия:
1. Ребята, я загадаю вам загадку, а вы отгадайте
. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
Какие деревья вы знаете? Ответы детей.
Назовите на плакате части дерева (корень, ствол, крона, ветви, листья).
- А почему деревья сбрасывают осенью листья?
• Во-первых, деревья сбрасывают листья, чтобы не засохнуть. Со всей поверхности листьев обычно испаряется вода. Летом деревья добывают влагу из почвы, но с наступлением холодов это становится затруднительным. Зимой получить воду практически невозможно, а потому лиственные деревья, не сбрасывай они свои кроны, попросту высыхали бы.
• Во-вторых, деревья сбрасывают листья, чтобы не сломать ветви. После сильных снегопадов – частого явления в нашей стране – ветви деревьев сгибаются, наклоняясь к земле, а некоторые, особо хрупкие, даже ломаются под тяжестью снежной шапки.
• Все ли деревья сбрасывают листья на зиму? Хвойные остаются такими же зелёными.
Мало кто знает, но и хвойные деревья избавляются от своей «листвы». Правда, делают это не каждый год и не сразу, а постепенно. Иголки живут три-четыре года, поэтому их смена происходит не так явно, как в случае с листьями.
А не опадают они все потому, что хвоинки меньше листьев и покрыты восковым налетом, который удерживает влагу.
Как вы думаете в какое время года лучше заготавливать древесину для различных изделий, для строительства?
Наши предки весьма тщательно относились к выбору и подготовке древесины для сруба. Строительный лес заготавливали обычно зимой или в начале весны, «пока дерево спит, и лишняя вода в землю ушла»
А сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми свойствами древесины. Для этого мы как настоящие учёные будем проводить опыты.
Но сначала немного поиграем!
Физминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Я раздала вам кусочки дерева. Внимательно рассмотрите их. (Сверху ствол покрыт корой, под корой- древесина. В середине дерева проходит сердцевина).
Для чего стволу нужна кора?
(Кора защищает древесину от повреждений. Если бы не было коры, весь сок, который идет от корней вылился на землю).
Из чего состоит древесина?
Возьмите в руки лупы, рассмотрите.
(Древесина состоит из многих трубочек, по которым течет сок).
Посмотрите внимательно на поперечный распил дерева и обратите внимание на кольца. Что они обозначают?
(Каждое кольцо, это один год жизни дерева).
Сколько колец- столько лет дереву.
Попробуйте сосчитать, сколько лет вашему дереву.
Древесина легкая или тяжелая?
Возьмите в руки 2 стакана- деревянный и металлический, 2 ложки- деревянную и металлическую. Что тяжелее? Какой вывод можно сделать?
(Древесина легкая, легче металла)
А теперь попробуем опустить в таз с водой деревянную и металлическую ложки.
Что мы видим? Металлическая ложка опустилась на дно, а деревянная плавает
5. Древесина в воде тонет?
(нет, она плавает).
6. А большое бревно утонет? Вот посмотрите на эту картинку, по реке плывут огромные брёвна.
(нет, оно тоже плавает)
У меня в руках маленький болт и большой деревянный брусок? Что тяжелее? Как вы думаете, что поплывёт, а что утонет?
(Ответы детей)
Проверим это на опыте.
7. Древесина горит?
Опыт провожу сама.
(Древесина горит)
8. Какое свойство древесины используют, когда делают спички?
(горение)
9. Какое свойство древесины использовали древние мореплаватели, когда строили свои корабли?
(древесина не тонет)
10. Какое свойство древесины используют люди, когда строят деревянные дома или мебель?
(древесина хорошо пилится, рубится и т. д.)
Показываю детям игрушки и сувениры, сделанные из дерева. Обращаю внимание на красоту выполнения.
Вы внимательно меня слушали, а теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Возьмите в руки красивые раскрашенные ложки.
Физминутка:
«Взяли мы в ладошки красивые ложки.
Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!
Постучим мы ложками, потопаем ножками,
Вверх поднимем ложки, погремим немножко!
Тук-тук-тук, стучат они! Наши ложки – скакуны!»