Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством «Искусствоведческий рассказ по картине «Тройка» В. Г. Перова

Надежда Лычова
Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством «Искусствоведческий рассказ по картине «Тройка» В. Г. Перова
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

по ознакомлению с изобразительным

искусством в подготовительной группе

«Искусствоведческий рассказ по картине «Тройка» В. Г. Перова»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное, социально - коммуникативное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством „Искусствоведческий рассказ по картине „Тройка“ В, Г, Перова» размещена в разделах

Познавательно -исследовательская Знакомство с музеем, его экспонатами, с историей написания картины «тройка» художником В. Г. Перовым.

Игровая Игровая ситуация – путешествие по музею.

Коммуникативная Вопросы, побуждение к действию.

Восприятие художественной литературы Чтение стихотворения «Мир волшебной красоты открывают нам музеи».

Изобразительная деятельность Рассматривание репродукций картин разных художников, автопортрета художника В. Г. Перова и репродукции его картины «Тройка».

Музыкальная Слушание произведения «Аве Мария» Ф. Шуберта,

«Слеза» М. П. Мусоргского.

Двигательная Игровое упражнение «Угадай настроение».

Задачи:

Познавательное развитие Познакомить детей с картиной исторического жанра «Тройка» художника В. Г. Перова, рассказывающая о событиях из жизни людей в прошлом. Показать значимость труда художника В. Г. Перова.

Художественно –эстетическое развитие Закреплять знания об изобразительном искусстве как виде творческой деятельности людей.

Социально – коммуникативное развитие Сообщить, что написать картину «Тройка» художника побудило сочувствие к обездоленным детям - нищим. Показать, что мастер изобразил своих героев в момент наивысшего напряжения сил, чтобы картина не говорила, а кричала о нечеловеческом отношении к беззащитным детям. Формировать у детей сочувствие к бедным детям и желание помогать попавшим в беду людям.

Речевое развитие Ввести в активный словарь детей слова: репродукция, композиция, мимика, поза, исторический жанр, галерея.

В пассивный словарь ввести слова: обездоленные, нищие, полотно.

Ход: Воспитатель задает вопросы:

- Скажите, дети, вы были в музее? (ответы детей)

- Что хранят в музеях? (ответы детей)

- Музеи, в которых хранятся картины, называются картинными галереями. В нашем городе Сызрани нет художественного музея, но зато есть выставочный зал, где выставляют свои работы местные и приезжие художники. Музеи есть во многих городах, вот книга о музеях Москвы.

(звучит музыка «Аве Мария» Ф. Шуберта и рассказ воспитателя о музее).

- Мы входим в художественный музей и невольно останавливаемся. В вестибюле мы видим широкую лестницу, застланную ковром. Поднимаемся по ней наверх. Мы еще не вошли в залы, а у нас уже охватывает торжественное настроение. Не спешите! Это в театре или в кино вы боитесь опоздать к началу сеансу, а здесь, в музее, тысячи картин ждут вас, каждая из них готова вступить с вами в беседу хоть сейчас. Распахнулись двери и вот мы входим в зал музея. Здесь царит торжественная тишина! Мы в гостях у картин! Вас тоже охватывает торжественное настроение. Осмотритесь – никто не спешит, медленно переходят посетители от картины к картине. Останавливаются у полотен, всматриваются в них, и лица их становятся то печальными, то радостными. С глазу на глаз беседуют они с великими мастерами, с волнением читают их мысли.

Как музыка, то светлая, то радостная, то грустная волнует их живопись. Уносит в далекие прошлые времена. Поодиночке переходят посетители из зала в зал. А не пойти ли нам следом за ними? Что ждет нас в музейных залах? Разве не заманчиво узнать, какие картины хранятся в музеях, побеседовать с мастерами кисти, насладиться поэзией живописи? Перед нами откроется еще один мир, незнакомый нам, в котором жил и твори художник! Откуда и давно ли собрались картины в музее? Есть такие, которые живут не одно столетие. Сначала они висели в пустых залах богатых князьев, а теперь и мы с вами можем любоваться ими. Все картины, выставленные в музеях, подлинные произведения художников. К ним прикасалась рука самого мастера. Эти полотна доступны всем. Я уверена, что картины в музеях потрясут вас на всю жизнь, станут вашими друзьями. Мы с вами можем любоваться репродукциями картин художников, которые висят в нашем зале.

(репродукции размещены на стене зала)

- Вы хотите заглянуть в далекое прошлое? Тогда нам нужно рассмотреть картину исторического жанра.

(показать портрет художника В. Г. Перова)

- Художник В. Г. Перов жил сто с лишним лет назад, еще при царе. Это автопортрет художника, он написал его сам. С особой силой в творчестве В. Перова звучала тема безрадостного детства. Василий Григорьевич очень волновала участь деревенских детишек, которых родители были вынуждены привозить в Москву и отдавать в учение сапожникам, портным. Невыносимо тяжелы были годы учения: пинки, подзатыльники, тяжелая работа по дому хозяина. Об этих маленьких обездоленных тружениках и решил написать картину В. Г. Перов. Он мог бы изобразить их во время учения, но художник захотел показать их в тот момент, когда им было особенно тяжело. Перову хотелось, чтобы картина не говорила, а кричала о бесчеловеческом отношении к беззащитным детям. Так художник написал картину «Тройка».

(вывешивается репродукция картины «Тройка»)

- Рассмотрите картину внимательно.

(звучит музыка «Слеза» М. П. Мусоргского)

- Я предлагаю вам послушать рассказ об этой картине.

(звучит запись со свистом ветра).

«Сумеречный вечер. Снежная мгла в лицо. Встречный ветер срывает одежду. На фоне монастырской стены трое детей – 2 мальчика и девочка, впряженные в сани, изнемогая, тянут в гору обледенелую бочку, доверху наполненную водой. Тяжелые санки раскачивается на ухабах, вода плещется через край. Выбиваясь из сил, тянут оборвыши этот непосильный для них груз по заснеженной дороге. Один, совсем падая от усталости, еле успевает за старшими товарищами. Главный в группе болезненный мальчик - подросток. Третья в упряжке небольшая девочка с бледным лицом, разметавшимися волосами. Перебросив через плечо бечевку, тянет она из последних сил сани. Изнеможденные фигурки детей, нездоровая бледность их лиц, ветхая одежда вызывают глубокое сочувствие и жалость к детям, к их несчастной доле.

Случайный сердобольный прохожий не выдержал этой сцены и, подойдя сзади к бочке, стал её подталкивать, помогая детям. А ребята тянут и тянут эту тяжелую бочку и долго им ещё тащить сани по обледеневшей дороге. Единственно, кто не теряет резвости и веселья, это верный друг детей собака-дворняжка, бегущая рядом. Суровый зимний пейзаж, хмурое небо, тусклый свет, метель усиливают впечатление тоски, грусти, безрадостного существования. Картина написана в серовато - тусклых тонах, и в цвете она также безрадостна, как жизнь изображенных здесь детей».

Вопросы к детям: - Что главное в картине? Что сразу бросается в глаза?

- Какими изобразил художник детей?

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

- Жалость, сочувствие, сострадание.

- Каким стало ваше настроение после рассматривания картины?

- Представьте себе, что вы оказались в этой картине рядом с детьми. Чтобы вы сделали? (ответы детей)

- О чем вам думается, глядя на картину? (ответы детей)

Физминутка.

- Давайте поиграем. Представьте себе, что ваш портрет хочет написать художник и просит вас позировать ему. Вот рамка для портрета, а вы можете изобразить радость, злость, удивление, спокойствие (дети по очереди позируют, а остальные ребята узнают, какое настроение на лице они изобразили).

2 часть. - А хотелось бы вам узнать, кто позировал В. Г. Перову, когда он писал детей в картине? (ответы детей).

- Двух детей он написал быстро, эскизы были уже готовы, он уже отчетливо представлял себе всю картину, даже собаку, но никак не мог найти мальчика - подростка – главного героя картины. Работа затягивалась. И вот однажды на улице художник увидел большую группу усталых бедняков. Среди них он увидел мальчика. Вес его облик: одежда – старый потрепанный полушубок, помятый, со сломанным козырьком картуз – все так и просилось на картину. Это было лицо, которого не хватало для «Тройки». В. Перов привел мальчика с мамой к себе домой, напоил чаем, затем привел в мастерскую и показал картину. Больших трудов стоило ему уговорить женщину разрешить сделать хотя бы один эскиз с мальчика. Мальчик сидел хорошо, а мать поправляла то волосы, то рубашку. Она рассказала, что муж с остальными детьми умер, остался только один Васенька. Художник слушал и торопливо рисовал лицо мальчика на листе. Вася сидел, не шевелясь, чуть приоткрыв рот. Именно таким он и нужен был художнику для «Тройки». Он заплатил женщине, и она ушла с Васей. Вскоре картина была закончена, на первой же выставке она взволновала зрителей своей трогательной правдой. Художнику Перову за эту картину присвоили звание «Академика живописи». Затем художник написал еще много картин.

- А хочется вам узнать, что же стало потом с Васей? (ответы детей).

- Через год мать приехала к художнику, чтобы купить у него картину. Она деловито выложила перед ним пятаки. Но к этому времени картины у Перова уже не было. Её купил господин Третьяков. Женщина расстроилась и рассказала, что её сыночек Васенька умер. «Ну хоть бы одним глазком посмотреть на моего сыночка», - попросила она. Художник отвез женщину к купцу. Тот сразу разрешил посмотреть картину. Они шли по богато убранным покоям, сплошь увешанным полотнами знаменитых русских живописцев, старушка осторожно ступала лаптями по гладко начищенному паркету. Перов подумал : «Ведь она сама не найдет картину Но он ошибся. Женщина обвела взглядом стены и вдруг решительно бросилась именно к той, где был изображен её мальчик. Подбежав вплотную, она всплеснула руками и вскрикнула со слезами в голосе: «Батюшка мой, родной мой! Вот и зубчик твой выбитый!» Уронив голову, она без сил опустилась на пол. Художник на цыпочках вышел из зала и поднялся к Третьякову. Через 2 часа они спустились в зал. Услышав голоса, женщина оглянулась испуганно. Поняв, что пора уходить, она торопливо встала, постояла ещё минутку перед картиной, низко поклонилась ей. Провожая крестьянку, художник Перов обещал, что напишет портрет Васеньки и пришлет ей. В том же году он выполнил свое обещание: украшенный позолоченной рамкой портрет был отослан в глухую деревню под Рязанью. А картину «Тройка» вместе с другими картинами купец Третьяков передал в Государственную картинную галерею, где она находиться и по сей день.

Мир волшебной красоты

Открывают нам музеи.

Побывал сегодня ты

В Третьяковской галерее.

Ты теперь совсем большой.

Понимаешь мысли, чувства.

Я желаю всей душой.

Чтобы ты любил искусство.

Итог: - Что взволновало вас на этом занятии?

- Какую помощь вы оказали бы бедным детям,

если бы оказались рядом с ними? (ответы детей)

- Захотелось вам посетить музей и увидеть картины знаменитых художников? (ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике «Тройка в Тридевятом царстве» Цель: 1. Закрепить сформированность представлений о числах в пределах 1-3 и счета до 3,знание геометрических фигур и форм, в особенности.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с искусством для детей подготовительной группы «Вот оно какое, наше лето!» Ничипоренко В. И. МБДОУ №5 г. Ковдор Мурманская область Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Вот оно какое наше.

Конспект НОД по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисованием на ткани «Красота павлопосадского платка» .

Конспект по ознакомлению детей с русским искусством (старший дошкольный возраст) Тема: Русская матрешка Программные задачи: • Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа России;.

Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели». Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах. Задачи: - напомнить детям о приходе весны; - научить замечать признаки весны;.

Конспект занятия по ознакомлению с искусством в средней группе «Матрёшка в жизни ребёнка» Конспект занятия по ознакомлению с искусством в средней группе Воспитатель Безрукова Светлана Анатольевна Тема: «Матрёшка в жизни ребёнка».

Логопедическая игра «Рассказ из чистоговорок по картине»Логопедическая игра «Рассказ из чистоговорок по картине» Цель: Учить ребенка составлять чистоговорки так, чтобы при проговаривании их одна за другой получился небольшой связный рассказ. Задача:.

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Рассказ по сюжетной картине «Весна пришла» Конспект занятия: НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Богданова Анна. ТЕМА: Рассказ по сюжетной картине «Весна пришла».

«Рассказ по картине «Лето». Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказ по картине "Лето" Образовательные цели: обучение составлению рассказа по картине. Развивающие цели: развитие связной речи,.

Знакомство младших дошкольников с изобразительным искусством Эстетическое воспитание осуществляется во всей работе детского сада. Одним из средств его является изобразительная деятельность. Изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством «Искусствоведческий рассказ по картине «Тройка» В. Г. Перова
Опубликовано: 22 октября 2016 в 21:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством «Искусствоведческий рассказ по картине «Тройка» В. Г. Перова» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лычова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД