Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей с ТНР 5–6 лет «Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Ирина Тихомирова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей с ТНР 5–6 лет «Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Тема: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам.

Задачи:

Обучающие:

• совершенствовать навык связного высказывания;

• формировать навык планирования высказывания;

• совершенствование навыков словообразования;

• продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, использовать грамматически правильно построенные предложения;

• активизировать в словаре детей прилагательные

• развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев);

• развивать умение понимать обобщенный смысл сказки.

Развивающие:

• развивать память, воображение, общую и мелкую моторику

Воспитательные:

• воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.

Оборудование:

выставка книг с русскими народными сказками; «Волшебная книга»; картинки зайца, волка, медведя, лисы и журавля (в конверте); сказка «Лиса и Журавль»; иллюстрации к сказке; атрибуты для инсценировки сказки; раскраски на каждого ребенка.

Предварительная работа:

беседы о птицах, животных, рассматривание иллюстраций, разучивание физкультминутки.

Организационный этап:

Воспитатель: На полке выставка книг со сказками.

- Что вы видите на полочке? (книги). Какие книги, узнали? (сказки)

- Ребята, а вы любите сказки?

- Как люди передавали сказки друг другу?

(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», т. е. на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).

Воспитатель:

- Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

-А посмотрите, ребята, какая необычная книга здесь. Да она с сюрпризом!

- Ребята, я буду из книги волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть кто изображён и какие черты характера человека показывают животные в сказках:

- волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);

- медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);

-заяц (трусливый, слабый).

Воспитатель: - Ребята, внутри ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.

Отгадайте-ка загадку: Рыжая красавица

Идет по лесу – хвалится

Я красива и умна,

И пушиста, и хитра (Лиса)

Воспитатель: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.

- В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти сказки.

«Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса»,.

- Какие ещё сказки о лисе вы знаете?

- Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кума, рыжая плутовка).

Воспитатель: - Ой, ребята что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку.

Физминутка «Лисица»

У лисицы острый нос (показать «острый нос»)

У нее пушистый хвост. Показывают руками

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты. ("Оглаживает" воображаемый хвост, бока, грудь)

Лиса плавно похаживает,

Шубу пышную поглаживает. (Идет медленно, величаво, поворачивает голову

направо, налево).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто изображен на следующей картинке?

Дети: Журавль.

Воспитатель: Кто скажет, на кого похож журавль?

Дети. На аиста, цаплю, лебедя, страуса.

Воспитатель: Чем журавль похож на аиста?

Дети: у аиста такой же длинный клюв

Воспитатель: если у аиста длинный клюв, то какой аист…

Дети: длинноклювый

Воспитатель: Тогда как можно сказать про журавля, только полным предложением. ?

Дети: Журавль длинноклювый.

Далее работа со словообразованием: длинноногий, длинношеий, большекрылый

Воспитатель: Для чего журавлю нужен длинный клюв, шея, длинные ноги?

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?

Дети: Нет, лиса хищное животное.

Воспитатель: Скажите, а где они могли бы подружиться?

Дети: в сказке.

Воспитатель: я подготовила аудиозапись сказки о том, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль»

Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили — стряпали еду. Хозяева угощали — потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».

Прослушивание записи сказки «Лиса иЖуравль»

Воспитатель: Назовите героев сказки?

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: - В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним.

Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.

- Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)

Потчевать – угощать;

Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;

Стряпала – приготовила пищу;

Окрошка - блюдо национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.

Несолоно хлебавши - остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.

Воспитатель: Кого Лиса пригласила на обед?

Дети. Журавля.

Воспитатель: Что Лиса готовила на обед?

Дети. Кашу.

Воспитатель: Как Лиса угощала Журавля?

Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует. –

Воспитатель: Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)

Воспитатель: Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, действительно, хотела угостить Журавля?

Дети отвечают.

Воспитатель: Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?

Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.

Воспитатель: Что приготовил к обеду Журавль?

Дети. Окрошку.

Воспитатель: Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?

Дети отвечают.

Воспитатель: Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком?

Дети. Чтоб Лиса не достала.

Воспитатель: Как пришла Лиса домой?

Дети. Не солоно хлебавши.

Воспитатель: - Ребята, сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка «Журавль»

Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)

Искал лягушку на болоте

Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)

Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)

Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)

И назад домой вернулся (ходьба на месте)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще спрятано в волшебной книге? (иллюстрации)

Послушайте сказку еще раз, а потом мы ее будем рассказывать. А иллюстрации нам помогут. Только нужно будет их расставить по порядку.

Воспитатель читает сказку.

Дети расставляют иллюстрации к сказке, и пересказываю ее.

Воспитатель. Почему их дружба на этом закончилась?

Дети. Отвечать злом на зло — плохо.

Воспитатель: Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями? (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение).

- Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому)

Инсценировка сказки «Лиса и журавль» по ролям.

Воспитатель: - А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.

-Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика).

-Я буду автором, …-лисой, … - журавлём. (Дети одевают шапочки животных, и начинают показ).

- Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)

-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.

Итог совместной деятельности.

Воспитатель: - Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.

-Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Отгадывали загадку, выполняли физкультминутку, читали сказку, пересказывали, выполняли сценку к сказке, отвечали на вопросы).

- Как называлась сказка, которую мы читали, пересказывали и выполняли инсценировку к сказке?

- Вам понравилась сказка?

- Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)

- Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.

Итог занятия: Дружбой надо дорожить!

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. В волшебной книге есть сюрприз для вас - раскраски к сказке. Которые вы раскрасите в свободное время.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей с ТНР 5–6 лет «Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Опубликовано: 8 октября 2024 в 12:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей с ТНР 5–6 лет «Русская народная сказка «Лиса и журавль»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тихомирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...

9 октября. Всероссийский день чтения. Передвижка «Полезное чтение»

Уникальный праздник, посвященный литературе и книге, отмечается 9 октября – Всероссийский день чтения. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Воспитать детей настоящими книголюбами и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД