Ирина Тихомирова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей с ТНР 5–6 лет «Русская народная сказка «Лиса и журавль»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам.
Задачи:
Обучающие:
• совершенствовать навык связного высказывания;
• формировать навык планирования высказывания;
• совершенствование навыков словообразования;
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
• продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, использовать грамматически правильно построенные предложения;
• активизировать в словаре детей прилагательные
• развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев);
• развивать умение понимать обобщенный смысл сказки.
Развивающие:
• развивать память, воображение, общую и мелкую моторику
Воспитательные:
• воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.
Оборудование:
выставка книг с русскими народными сказками; «Волшебная книга»; картинки зайца, волка, медведя, лисы и журавля (в конверте); сказка «Лиса и Журавль»; иллюстрации к сказке; атрибуты для инсценировки сказки; раскраски на каждого ребенка.
Предварительная работа:
беседы о птицах, животных, рассматривание иллюстраций, разучивание физкультминутки.
Организационный этап:
Воспитатель: На полке выставка книг со сказками.
- Что вы видите на полочке? (книги). Какие книги, узнали? (сказки)
- Ребята, а вы любите сказки?
- Как люди передавали сказки друг другу?
(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», т. е. на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).
- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).
-А посмотрите, ребята, какая необычная книга здесь. Да она с сюрпризом!
- Ребята, я буду из книги волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть кто изображён и какие черты характера человека показывают животные в сказках :
- волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);
- медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);
-заяц (трусливый, слабый).
Воспитатель: - Ребята, внутри ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.
Отгадайте-ка загадку: Рыжая красавица
Идет по лесу – хвалится
Я красива и умна,
И пушиста, и хитра (Лиса)
Воспитатель: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.
- В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти сказки.
«Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса»,.
- Какие ещё сказки о лисе вы знаете?
- Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кума, рыжая плутовка).
Воспитатель: - Ой, ребята что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку.
Физминутка «Лисица»
У лисицы острый нос (показать «острый нос»)
У нее пушистый хвост. Показывают руками
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты. ("Оглаживает" воображаемый хвост, бока, грудь)
Лиса плавно похаживает,
Шубу пышную поглаживает. (Идет медленно, величаво, поворачивает голову
направо, налево).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто изображен на следующей картинке?
Дети: Журавль.
Воспитатель: Кто скажет, на кого похож журавль?
Дети. На аиста, цаплю, лебедя, страуса.
Воспитатель: Чем журавль похож на аиста?
Дети: у аиста такой же длинный клюв
Воспитатель: если у аиста длинный клюв, то какой аист…
Дети: длинноклювый
Воспитатель: Тогда как можно сказать про журавля, только полным предложением. ?
Дети: Журавль длинноклювый.
Далее работа со словообразованием: длинноногий, длинношеий, большекрылый
Воспитатель: Для чего журавлю нужен длинный клюв, шея, длинные ноги?
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
Дети: Нет, лиса хищное животное.
Воспитатель: Скажите, а где они могли бы подружиться?
Дети: в сказке.
Воспитатель: я подготовила аудиозапись сказки о том, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль»
Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили — стряпали еду. Хозяева угощали — потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».
Прослушивание записи сказки «Лиса иЖуравль»
Воспитатель: Назовите героев сказки?
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель: - В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним.
Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.
- Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)
Потчевать – угощать;
Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;
Стряпала – приготовила пищу;
Окрошка - блюдо национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.
Несолоно хлебавши - остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.
Воспитатель: Кого Лиса пригласила на обед?
Дети. Журавля.
Воспитатель: Что Лиса готовила на обед?
Дети. Кашу.
Воспитатель: Как Лиса угощала Журавля?
Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует. –
Воспитатель: Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)
Воспитатель: Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, действительно, хотела угостить Журавля?
Дети отвечают.
Воспитатель: Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?
Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.
Воспитатель: Что приготовил к обеду Журавль?
Дети. Окрошку.
Воспитатель: Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?
Дети отвечают.
Воспитатель: Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком?
Дети. Чтоб Лиса не достала.
Воспитатель: Как пришла Лиса домой?
Дети. Не солоно хлебавши.
Воспитатель: - Ребята, сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка «Журавль»
Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)
Искал лягушку на болоте
Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)
Через кочки он шагал.
Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)
Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)
Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)
И назад домой вернулся (ходьба на месте)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще спрятано в волшебной книге? (иллюстрации)
Послушайте сказку еще раз, а потом мы ее будем рассказывать. А иллюстрации нам помогут. Только нужно будет их расставить по порядку.
Воспитатель читает сказку.
Дети расставляют иллюстрации к сказке, и пересказываю ее.
Воспитатель. Почему их дружба на этом закончилась?
Дети. Отвечать злом на зло — плохо.
Воспитатель: Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями? (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение).
- Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому)
Инсценировка сказки «Лиса и журавль» по ролям.
Воспитатель: - А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.
-Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика).
-Я буду автором, …-лисой, … - журавлём. (Дети одевают шапочки животных, и начинают показ).
- Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)
-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.
Итог совместной деятельности.
Воспитатель: - Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.
-Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Отгадывали загадку, выполняли физкультминутку, читали сказку, пересказывали, выполняли сценку к сказке, отвечали на вопросы).
- Как называлась сказка, которую мы читали, пересказывали и выполняли инсценировку к сказке?
- Вам понравилась сказка?
- Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)
- Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.
Итог занятия : Дружбой надо дорожить!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. В волшебной книге есть сюрприз для вас - раскраски к сказке. Которые вы раскрасите в свободное время.