Елена Кулакова
Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе.
Задачи:
- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов : Городец, хохлома, дымка.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством „Краса ненаглядная“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи.
- Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.
- Обогащать словарь детей словами : Городец, хохлома, дымковские игрушки.
Предварительная работа:
- Игровой метод – игра на деревянных ложках; подвижно-хороводная игра «Колпачок», дидактическая игра «Собери целое».
- Практический метод – раскрашивание плоскостных силуэтов красками элементами дымковской росписи «Дымковская барыня».
- Наглядный метод – иллюстрации, картинки, предметы и игрушки Городец, хохломы и дымки. Презентация: альбом «Хохлома», «Городец», «Дымка»; альбомы с хохломой, дымковской и городской росписью.
- Словесный метод – беседа («В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам»). Художественная литература- чтение стихов (М. Г. Смирнов «Дымка» П. Синявский «Хохломская роспись», В. В. Гаврилова «Индюк», стихи познавательного характера для заучивания (раздать заранее, загадки, частушки (раздать заранее, рассказы детей о декоративно – прикладном искусстве.
Музыкальное воспитание: Звучит русская народная мелодия «Выйду ль я на речку» обработка Ломовой. Песня на мелодию «Ой, вставала, я…», русскую народную мелодию «Светит месяц».
Форма организации – групповой, фронтальный.
Средство – мини – музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и Городецкой росписи; посуда из дерева украшенная хохломской росписью, Дымковская барышня, матрешки.
Материалы: стаканы с водой, кисти, краски, силуэт «Барыни»
Ход занятия
1 часть. Организационный момент.
Занятие проходит в мини – музее группы. Звучит русская народная мелодия «Выйду ль я на речку» обработка Ломовой. Песня на мелодию «Ой, вставала,я…», русскую народную мелодию «Светит месяц» .
2 часть.
- Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Марья – Сказительница. Я приглашаю вас ко мне в музей народно – прикладного искусства.
- Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)
- Ребята, а какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись)
Илья знает стишок, послушайте:
«Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини».
- Даша, расскажи, что ты знаешь про Городецкую роспись.
- Даша: Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого. Розового, фиолетового и оранжевого цветов.
- Молодец, Даша! Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. Отгадайте загадку:
«Разные ложки и ковши
Ты разгляди - ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут не здешней красоты».
Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые. (Хохлома)
Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)
- Катюша, что ты знаешь про хохломскую роспись, расскажи нам!
- Катюша: посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.
- Молодец, Катя! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Русский народ научился играть на деревянных ложках. Олег нам прочтё т стих про хохлому:
«Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
- Давайте поиграем на деревянных ложках (играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»).
Отгадайте загадку: «Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
1. 2. 3. 4. 5.
Даже всех не сосчитать». (Матрёшка)
- Ребята посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.
- Лиза нам прочтёт четверостишие про матрё шек:
«Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Их матрёшками зовут».
- Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?
Загадка: «Весёлая, белая, глина»
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные.
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребетня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назови - ка меня (Дымка). Правильно, это дымковская роспись.
- Устали ребятки? Садитесь на стульчики, немножко отдохнём! Хотите послушать сказку? Только я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?
- Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.
- Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки такие, белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Ребят, а давайте с вами поиграем! Хороводная русская народная игра «Колпачок».
Нужно выбрать водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
-Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами всё необходимое для работы. На шаблонах дымковская барышня. Давайте раскрасим ее традиционными дымковскими элементами. А что бы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку. (В ходе работы напоминаю детям какие элементы используем для раскрашивания (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка, помогаю детям)
-Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились!
- (Дети рассказывают о своей работе)
- Молодцы ребята! А девочки нам приготовили частушки, давайте попросим, что бы они нам спели.
1. Ставьте ушки на макушки,
Пропоём мы вам частушки.
Наши руки крендельком
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
2. Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары баловни –
Кавалеры наши.
3. Мы игрушки расписные
Хохотушки всякие,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
4. С лентами, да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами
Проплываем павами.
5. Мы игрушки знатные
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
3 часть. Итог: Ребята мы все вместе говорили о декоративно-прикладном искусстве- рассматривали иллюстрации в альбомах, читали о народных промыслах, учили стихи, отгадывали загадки. На занятиях по рисованию, лепке учили рисовать элементы дымковской, хохломской, городецкой росписи, лепили дымковские игрушки. Дети, вам понравился мой мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)
Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?
- Дети: это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.
- Такие игрушки и изделия делают только в России. Сегодня я вам в подарок приготовила угощения – сладости (сладкие петушки).