Тихомирова Юлия
Конспект занятия по ознакомления с окружающим «Воздух — невидимка» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе
Тема: «Воздух-невидимка»
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по ознакомления с окружающим „Воздух — невидимка“ для средней группы» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
• Формировать навыки исследовательской деятельности при изучении свойств воздуха;
• Закрепить представления детей о воздухе и его свойствах;
• Продолжать пополнять словарный запас детей словами: энциклопедия, лёгкий, чистый, бесцветный, прозрачный, воздушный.
Развивающие:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе своего опыта;
• Создавать условия для развития образного мышления, памяти, внимания;
Воспитательные:
• Воспитывать навыки экологической культуры;
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
Оборудование: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей, картина с изображением дорог, фигурки человечков (по количеству детей).
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, дети. (Воспитатель стоит в руках шарик надутый)
Становитесь дети в круг!
Я твой друг и ты мой друг!
Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!
Воспитатель:Посмотрите, пожалуйста, что у меня в руке? (Шарик)
Шарик, шарик наш воздушный,
Непоседа не послушный!
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Влево - шарик, вправо – шарик
Мой светящийся фонарик!
Дай тебя я обниму
И к щеке к своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай.
Воспитатель:Ребята, что произойдет с шариком, если я его отпущу?
Дети: Он улетит и сдуется. (Отпускаю шарик, он улетает)
Воспитатель:Конечно, он улетит. Почему же он улетел и сдулся?
Дети: Он улетел и сдулся, потому что внутри него был воздух, а потом воздух исчез из шарика.
Воспитатель:Всё правильно вы сказали. Внутри шарика был воздух, а когда я шарик отпустила, воздух убежал из шарика.
С помощью чего можно надуть шарик?
Дети:Его можно надуть ртом, насосом.
Воспитатель:У меня есть насос (показываю, подставьте ладошки и вы узнаете, что есть у него внутри. (Дую насосом на ладошки каждому ребёнку).
Воспитатель:Что находится внутри насоса?
Дети: Воздух.
Воспитатель:У меня есть вот такая умная книга, называется онаэнциклопедия. Вот такое трудное, необычное название. Повторим его все вместе «Энциклопедия».У вас дома есть такие «умные книги?» (ответы детей) В этой большой книге есть ответы на многие вопросы. Вы хотите узнать, что написано в этой книге про воздух? (Да) Устраивайтесь удобно на стульчиках. Спина прямая, ноги стоят на полу, руки сложите в «ёжик» вот так (показываю, слушайте внимательно.
Рассказ про воздух
Воздух находится вокруг нас. Мы его не видим и не чувствуем, он не имеет запаха. Мы можем почувствовать воздух, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называется ветром. Все живые существа нуждаются в воздухе, чтобы дышать.
Воспитатель: Что интересного вы узнали из этого рассказа (Ответы детей) Кто запомнил, как называется движущий воздух? (Ветром) Вы хотите стать настоящими воздухо-искателями и провести настоящие опыты с воздухом. (Да)
Основная часть
1 опыт называется «Воздух-невидимка» - дети подходят к 1 столу, где лежат полиэтиленовые пакеты.
Воспитатель: Скажите, ребята, мы видим воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель:Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я вас научу?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нём? (Он пуст).Давайте теперь попробуем поймать в него воздух. Вот так (показываю). Теперь закручиваем. Молодцы! На что похож пакет? (На подушку и т. д.) В пакете появился воздух, он занял там своё место. А если мы его развяжем, что произойдёт с пакетом?
Дети: Воздух мы выпустим, пакет сдуется.
Воспитатель: Верно, как произошло с воздушным шариком.
Воспитатель:Подумайте и скажите, а где прячется воздух?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Воздух не прячется, он - невидимка, просто мы его не можем увидеть. Он невидимый, бесцветный (показываю карточку).
Опыт 2 «Воздух в человеке»Дети сидят - на столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, в них находятся коктейльные трубочки.
Воспитатель:Дети, мы дышим, не задумываясь, легко, свободно. В внутри нас есть воздух. Он находится в наших лёгких. Сделали глубокий вдох носом, затем выдох ртом. (Пробуют) А теперь попробуем задержать воздух на несколько секунд. (Дети пробуют). Чувствуете, долго без воздуха мы не можем находиться. Что с нами может произойти, если мы задержим дыхание? (Ответы детей). Нам станет плохо, у нас закружится голова.
Воспитатель: Хотитепопробовать с помощью нашего дыхания оживить воду. (Да) Посмотрите, на столе у нас стоят стаканы с водой?
Воспитатель:Какая вода?
Дети: Вода прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Что находится в воде?
Дети: Трубочка.
Воспитатель:А теперь пробуем оживить воду. Делаем вдох, и выдыхаем воздух в трубочку. Если сделать спокойный выдох, то струя воздуха будет спокойная, слабая, тогда и пузыри получатся маленькие. А если сделать сильный выдох, то струя воздуха будет мощная, сильная, и тогда получится настоящая «Буря в стакане». Приступайте. (Дети пробуют)
Воспитатель: Что произошло с водой?
Дети: В ней появились пузыри.
Воспитатель: Правильно! Эти пузыри образуются в воде с помощью воздуха. Откуда взялся воздух?
Дети: Сначала мы сделали вдох, а затем выдохнули через рот в трубочку.
Воспитатель: Мы с вами проделали два серьёзных опыта. Предлагаю вам отдохнуть.
Дыхательная гимнастика– ёмкость с водой в ней бумажные кораблики для каждого ребёнка.
Воспитатель:Ребята, наши корабли находятся на одной стороне этого моря, а им нужно попасть на другую. Нам нужно им помочь. Как мы можем, помочь кораблям попасть на другую сторону? (Подуть, сделать ветер.)
Воспитатель:Делаем вдох и дуем на кораблик. У кого же кораблик первым переплывёт море?
Опыт 3 «Почувствуем воздух» - на столе разложены веера по количеству детей
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали для наших кораблей? (Ветер) Помните из рассказа, который мы прочитали из энциклопедии, мы узнали, что ветер – движущейся воздух. Вы, когда-нибудь чувствовали направление ветра? (Ответы детей). Посмотрите, какой интересный у меня есть предмет. (Показываю) Кто знает, как он называется? (Веер) Зачем он нужен? (Ответы детей).
Теперь возьмите, пожалуйста, веер и помашите на себя снизу, сверху, справа, слева. Что вы чувствуете?
Дети: Ветер.
Воспитатель:Дети, мы с вами почувствовали с вами ветер или воздух, который двигается. Значит, ветер – движущейся воздух.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали. (Ответы детей).
Воспитатель: Мы сегодня с вами проводили опыты и в ходе этих опытов знакомились со свойствами воздуха. Какие свойства есть у воздуха? (Обращаю внимание детей на карточки)
Дети: Воздух невидимый, лёгкий.
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть вот такая картина (показываю на мольберт). С одной стороны этой картины изображён мусор, дым от заводских труб, а на другой её части красивый лес и поле. Я предлагаю взять человечков и разместить человечков туда, где им будет дышатьсялёгко свободно.
Воспитатель:Молодцы! Дети, я так рада, что вы выбрали эту часть картины,где изображён прекрасный чистый лес. А почему, вам захотелось отправиться именно туда? (Ответы детей)Нам необходим чистый, прозрачный, свежий воздух и тогда мы с вами будем расти здоровыми и веселыми. Мне сегодня понравилось у вас, вы были внимательными, активными, и яхочу вам подарить разноцветные шары в память о нашей встрече и хочу пожелать вам, чтобы вы оставались такими же весёлыми и жизнерадостными детьми.