Галия Столбова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница — соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»
(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)
Провела воспитатель высшей
квалификационной категории: Столбова Г. Т
Ханты-Мансийск -2021г.
Занятие по экспериментально - исследовательской деятельности
по теме: «Волшебница – соль!»
Цель: изучение с детьми особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебница — соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Образовательные: уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту; познакомить с видами (пищевая, техническая, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение); познакомить детей с одним из способов покраски соли; обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество, соледобывающий комбайн.
Развивающие: развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы; развитие творческих способностей детей;
Воспитательные: воспитывать потребность в получении информации о соли, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью;
-формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов;
-воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Методы и приемы: рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета.
Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемый результат:
- Расширятся знания о разнообразии ценности соли и влиянии её на состояние здоровья.
- Повысится умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат.
- Развивать природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и её применение». Материал для работы : тарелочки, ложки для работы с солью, лупы, баночки, салфетки, бутылочки с готовой цветной солью, воронки.
виды и формы совместной деятельности взрослых и детей :
-практические (опыты с солью);
-наглядные (наблюдения, просмотр презентации);
- двигательная (игры малой подвижности, физминутка);
- коммуникативная (психогимнастика, беседы, рассказы воспитателя, рассказы детей, объяснение, обсуждение, анализ работы);
- познавательно-исследовательская (опыты, наблюдения);
- изобразительная деятельность (творческая работа «Раскрасим соль», рисование на соли).
Материалы и оборудование: коробочка с мешочками соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, натертый цветной мел, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа.
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль». Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли», Наблюдение «Как мама использует соль?».
Используемые технологии: здоровьесберегающие (физ. минутка); личностно-ориентированные; игровые (игры и упражнения); информационно-коммуникативные (исследовательские, эксперимент, ИКТ (использование интерактивной доски).
Ход образовательной деятельности
Дети входят и встают полукругом.
Воспитатель приглашает детей встать в круг, и произносят приветствия в кругу: Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым Пусть доброе утро продлится до вечера!
Вводная часть. (Стоит девочка Яна в сарафане и с караваем в руках где сверху находится солоница с солью)
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие по старинному обычаю встречают вас хлебом-солью. «Хлеб да соль!» -(говорит Яна).
Воспитатель: С Большой радостью гостей встречали на Руси, хлебом - солью угощали и вас встречают по старинному обычаю. Воспитатель отламывает кусок и макает в соль.
Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Воспитатель: Я вам из лаборатории Фиксиков принесла с собой много знаний и экспериментов. Отгадав загадку, вы узнаете, с каким веществом мы сегодня с вами познакомимся!
Воспитатель: Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна. (Ответы детей)
Воспитатель: Что это, про что вы догадались?
Дети: это соль,
Воспитатель: Дети мои, я сейчас вам расскажу «Сказку про соль»
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня? - Как золото, - ответила старшая дочь. - Как венок свой зеленый, - сказала средняя. - Как соль, - сказала младшая, Марушка. Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по дорогим ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли. Соль ценилась на вес золота. К ней всегда относились бережно и уважительно.
Воспитатель
Есть три вида соли: пищевая; техническая; морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант.
Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине; в косметологии.
Воспитатель: Показ презентации «Добыча соли и её применение».
1. Техническую соль добавляют в состав стиральных порошков, в сырье для стекла и бумаги. раствор технической соли обладает превосходными антисептическими свойствами. Техническая соль требуется для высаливания мыла и соления кож, добавляется при производстве органических красок.
Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой. (1-2-3 Слайд)
2. В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене. (4Слайд)
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
3. Пищевую соль добывают в соляных шахтах. Месторождения соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины. (5-6 Слайд)
Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
4. У нас в России существуют соляные шахты, которые создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Лечатся там люди с больными легкими (7-8 Слайд).
6. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.
7. Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей. (9 Слайд)
Воспитатель:
Вывод: Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Гимнастика для глаз: Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу и об)
Много-много раз моргну (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель:
- Мы сегодня будем ученными и пойдём в научную лабораторию будем проводить исследования –эксперименты, с чем как вы думаете?
Дети: это соль.
Правильно с солью (одеваем фартуки и нарукавники)
Ну а теперь нам необходимо вспомнить правила проведения в лаборатории) (10 Слайд)
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
Воспитатель: И так дорогие юные учёные занимайте свои места за столами.
Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Приступаем к первому опыту
Опыт №1 «Соль сыпучая.»
Воспитатель: Возьмите полную ложку соли и насыпьте горкой себе в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).
Вывод; Значит какой мы с вами делаем вывод. Соль сыпучая
Опыт № 2. «Соль состоит из кристаллов»
Воспитатель: Посмотрите ребята у нас на столе два вида соли. Возьмите лупу в руки и рассмотрите оба вида соли и скажите чем похожи и чем они отличаются?
Ответы детей: (Образец соли №1 – соль крупная, состоит из маленьких кристалликов; соль №2 более мелкая, имеет белый цвет, частицы соли напоминают песчинки;
Опыт №3 «Соль хрустит»
Ребята а теперь надавите ложкой на горку соли, что вы услышали?
Ответы детей – мы услышали хруст.
Вывод :Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов
Опыт № 4. «Соль не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь ребята давайте разделимся на две группы, первая группа возьмите ложкой немного крупной соли, а вторая группа мелкой соли. Давайте определим,есть ли у соли запах? Понюхайте ее.
Ответы детей: нет запаха.
Вывод: Соль не имеет запаха.
Опыт № 5 «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: насыпьте ее в стакан с водой и размешайте.
Воспитатель: Кто заметил, какая соль растворилась быстрее крупная или мелкая.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее.
Опыт №6 «Вода на вкус»
Воспитатель: Как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмем ложечки и немножко попробуем.
Воспитатель: Какая на вкус вода?
Ответы детей: вода соленая.
Вывод: Вода стала соленной
Воспитатель: Вы определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.
Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать)и растапливать лед.
Вывод: соль начинает растапливать лед.
Воспитатель:
- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли.
- а сейчас мыс вами будем выращивать кристаллы. Для этого нам понадобится:
• вода;
• стеклянный сосуд;
• соль;
• палочка скрещенная в виде снежинки и привязанная ниткой
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).
Наполняем сосуд водой, добавляем соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосуда не появится осадок из кристалликов соли, опускаем нашу с вами снежинку из палки в соляной раствор
И ставим наш сосуд на теплое место с постоянной температурой,. Теперь необходимо ждать пока выпарится вода. Для этого нужно время. 2 дня
Воспитатель: А пока мы с вами немного отдохнем и сделаем физминутку. Встаньте в круг смотрите и повторяйте за мной.
Физминутка:
Очень опыты мы любим! Шеей вправо, влево крутим.
Соль полезна для еды - Если правда топай ты!
Соль промывает рот - Делай вправо поворот!
Также нос и снова рот - Делай влево поворот!
Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильным и здоровым стать. А затем весь мир обнять.
Творческая работа.
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою творческую мастерскую и показать как еще можно использовать соль.
Скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (нет). Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
Я вам покажу, как я красила соль цветными мелками. Трем мел через тёрку, затем насыпаем тёртый мел в стакан с солью и смешиваем. Получилась соль голубого цвета. Таким способом я окрасила соль разными цветами. Сегодня мы с вами будем декорировать баночки цветной солью.
А делается это так: у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки.
Соль нужно насыпать аккуратно, баночку не встряхивать, наполнить до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились. Вы можете оставить их себе на память.
Воспитатель: Ой ребята, мы с вами кажется что-то забыли, мы забыли про наши кристаллы,давайте посмотрим что же произошло с ними.
Ответы детей:
Воспитатель: Они покрылись кристаллами.
Рефлексия:
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребятки: что такое соль?
Ответы.
- О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого цвета, состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в воде)
- Какой опыт вы смотрели? («детей: Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека Выращивание кристаллов соли»)
- Чем мы занимались в творческой мастерской? (Засыпали цветной солью баночки)
- Мы с вами сегодня много узнали о том, соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. И что соль – один из важнейших минералов на Земле, который необходим человеку.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005
2. Е. В. Марудова. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011
3. А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
М. ,ТЦ Сфера,2005
3. Интернет ресурсы