Наталья Веселова
«Чудо-вода». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Развитие познавательной активности в процессе опытно-экспериментальной деятельности с водой.
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
Развивать анализирующее восприятие неживой природы;
Развивать воображение, умение проводить несложные эксперименты;
Развивать внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитывать интерес к окружающему миру;
Развивать связную речь детей;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «„Чудо-вода“, Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Предметно- пространственная среда : макет «Обитатели воды»; выставка иллюстраций «Вода и ее свойства»; алгоритм «Правила поседения с водой»; мини-лаборатория для экспериментирования с водой; ноутбук; проектор; оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная.
Методы и приемы: организационный момент, сюрпризный момент, художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы к детям, физкульт- минутка, индивидуальные и хоровые ответы, активизация словаря.
Словарная работа: Вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, исследователи, опыт.
Оборудование: стаканчики, тарелочки, ложки, соломинки, сахар, соль, клеенки.
Предварительная работа: Игры и опыты с водой. Беседы о назначении и применении воды. Памятка «Меры осторожности во время игр с водой». Чтение стихотворений и загадывание загадок о воде, об обитателях воды.
Ход занятия.
Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
- Для того, чтобы много узнать на нашем сегодняшнем занятии, нужно быть внимательным, не кричать, слушать друг друга.
- Я загадаю загадку, попробуйте её отгадать
“Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, шуршит”
(Вода)
(Дети присаживаются за столы).
Восп. - Сегодня мы с вами будем говорить о воде.
- Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети:- Люди пьют воду, варят суп, стирают одежду, каждый день умываются; вода нужна растениям, необходима рыбам; вода нужна всему живому на земле. (хоровые и инд. ответы)
Воспитатель:
- Я предлагаю вам сегодня быть исследователями и узнать о том, что такое вода и ее свойствах.
- Одно из любимых занятий всех ученых-исследователей – это проведение опытов и экспериментов.
- Итак, приступим!
Опыт №1 : “Воды-жидкость”.
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой.
Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.
Воспитатель:- Что происходит с водой?
Дети:- Она льется. (хоровые и инд. ответы)
Воспитатель:- Почему она льется?
(Предположения детей).Вода льется, потому что она жидкая.
Восп. - уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга?
(Ответы детей).
Если дети затрудняются, воспитатель объясняет:
- Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, вода какая?
Дети:- Жидкая. (хор. и инд. ответы)
Воспитатель:- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2 : “У воды нет формы”.
Воспитатель:
- Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?
Дети: - Это кубик. Это шар. (хор. и инд. ответы)
Воспитатель:- Давайте постучим кубиком по столу, покатим шар. Изменили они свою форму?
Дети:- Нет. Они так и остались кубиком и шаром. (хор и инд. ответы)
Воспитатель:- А сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?
Дети:- Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.
Воспитатель:- Другими словами она приняла форму этой ёмкости. - А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба, что с ней произошло?
Дети:- (ответы детей)
Воспитатель:- Она приняла форму кубика.
- Так есть ли у воды своя форма?
Дети:- Нет, вода формы не имеет.
Опыт №3 : Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель:- Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете вода может иметь запах?
( Ответы детей: если вода фруктовая, пахнет запахом определенного фрукта).
- Чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель:- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка “Дождик”.
Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)
Только кто её поймет – кап, кап.? (недоуменно разводят руки в стороны)
Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)
Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).
Воспитатель:- Молодцы, немного отдохнули и теперь можно продолжать.
Опыт №4 : “Вода не имеет вкуса”.
- Предложить детям через соломинку попробовать воду.
Воспитатель:- Скажите пожалуйста, есть ли у воды вкус?
(Ответы детей).
- Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: “Какая вкусная вода!”
Опыт №5 : “Вода прозрачная”.
Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги.
Воспитатель:- какого цвета бумага и молоко?
Дети:- Белого. (хор и инд ответы)
Воспитатель:- А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Дети:- Нет, она бесцветная.
Воспитатель:- Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стаканчика кладет ложки).
Воспитатель:- В каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой. - Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети:- Вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель:- Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Моли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?
Дети: (ответы детей)
Восп. - Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.
Опыт №6 : “Вода - растворитель”.
Воспитатель:
- Ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
“Белый камень в воде тает. ” (сахар)
“В воде родится
А воды не боится”. (соль)
(ответы детей)
Восп. - Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?
Дети:- Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель:- Поместите в стакан с водой одно из представленных веществ (соль, сахар, хорошо размещайте. Что произошло?
Дети:- Они растворились.
Воспитатель:- Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (сладкая, соленая)
- Как вы думаете, какие вещества в ней растворили
Ответы детей (сахар, соль?
Опыт №7 : “Вода - клеит”.
Воспитатель:- Как вы думаете, может ли вода клеить?
Дети:- Нет.
Воспитатель:- Оказывается может склеивать определенные предметы.
Воспитатель берет два компакт-диска. Один смачивает водой, другой плотно прижимает к нему. Попробуйте разъединить. Не получается?
Дети:- Нет. Вода “слепила” диски.
Воспитатель:- Диски разъединятся, когда вода испарится и диски высохнут.
- Ну вот, уважаемые мои исследователи, наши эксперименты с водой закончились. С какими же свойствами воды мы сегодня познакомились? Давайте вспомним.
Дети делают вывод:
Вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса,
Вода растворитель определенных веществ и имеет свойство склеивать определенные предметы.
Воспитатель:- А сейчас я хочу показать вам один фокус с водой. Но для этого вам надо будет произнести волшебные слова: “Амуля-куля-жуля-бряк! Крабле-бум!”
(У воспитателя 2 одинаковые бутылки, доверху налитые водой. К крышкам приклеены кружки красок из акварели разных цветов. Воспитатель взбалтывает бутылки, вода окрашивается в определенный цвет).
Воспитатель:- Попробуйте разгадать фокус, а потом мне расскажите.
в заключении нашего занятия я бы хотела прочитать вам стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не мыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
(Н. Рыжова)