Елена Рожко
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе
▼ Скачать
Цель: расширить и систематизировать знания детей о соли, использования ее в жизни человека, применение в творчестве.
Образовательные задачи: расширять представления детей о соли и ее свойствах, в каких видах существует, где и как используется.
Развивающие задачи: развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, творческое воображение, навыки изготовления и применения цветной соли для создания необычных сувениров, эстетическое восприятие формы, цвета, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительная соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов, бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.
Материал и оборудование:
Посылка с тремя видами соли, стаканы с кипячёной водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть.
Дети заходят в зал.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
- Здравствуйте ребята. Мы очень рада вас видеть, и приглашаю на интересное занятие. У меня сегодня отличное настроение (Показываю). Потому что ярко светит солнце, оно дарит мне хорошее настроение, в классе приветливые лица. И я хочу подарить вам, ребята, тоже хорошее настроение (дарит смайлики)
- …., скажи, какое у тебя настроение? (хорошее). Мое хорошее настроение плюс твое хорошее настроение — это уже два хороших настроения.
- А у тебя, …., какое настроение? (отличное) Присоединяйся к нам и т. д.
-Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.
- А теперь давайте подарим всем кто находится в этом классе свое настроение под мой счет: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!
-Сегодня мы с вами находимся на Бианковских чтениях в честь Виталия Бианки, он был писателем и ученым и написал много книг о природе и своих исследованиях. Так что мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые. Вы хотите стать настоящими учеными? (Да).
-Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)
-Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию. Что такое лаборатория? (ответы детей).Что в ней делают? Кто там работает?
А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
- Тогда давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду (чепчики).
-Теперь мы с вами действительно готовы отправиться в лабораторию.
(Звучит таинственная музыка)
Глазки все закрыли вместе
И покружимся на месте.
Покружились, покружились,
А теперь остановились,
А теперь остановились
И в ученых превратились
Глазки открываются,
А чудеса продолжаются.
2. Основная часть.
-Вот мы и попали в научную лабораторию
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебная шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней.
Потрогайте, какой на ощупь мешочек.
А теперь понюхайте, пахнет?
Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек.
Что же это может быть?
Давайте отгадаем загадку и узнаем, что спрятано в мешочках
Без неё, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт — испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
(Открыть мешочек и показать)
Воспитатель:
Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета — соль рассыпал — к ссоре.
Соль была известна человечеству с древнейших времён, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Показать презентацию «Как добывают соль».
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:
Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А ещё соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Опыт № 1 «Из чего состоит соль»
Воспитатель:
Ребята, перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
— Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
— А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали? Ответы детей -(мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.)
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3 «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит, соль поглощает воду.
Добавьте ещё воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
Опыт№4 «Соль растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной»
— Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
— Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 — мелкую соль и размешаем
А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей — попробовать на вкус
— Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Физминутка
«Солим капусту»
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём,
(сгибание и разгибание кистей рук)
Опыт № 5 «Плавающее яйцо» сами
Ребята, солёная вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом половинка сырого картофеля. Возьмём картошку и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(картошка не тонет).
А теперь возьмём другую половинку картошки и опустим ее в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане несолёная. Что вы видите? (Картошка утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде картошка не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Солёный-несолёный» вместе
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать ещё для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натёрла, размолола.
Опыт №6 «Рисунки солью»
— Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
1 загадка
Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет, Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю — (Дождь)
Как красиво у вас получается!
2 загадка
В парке, в сквере и в саду
В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это (Листопад)
Творческая работа.
1. Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами — цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
2. Воспитатель знакомит детей с техникой рисования
«акварель+ соль», предлагает нарисовать радугу. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком.
Дети рисуют радугу, в завершении- посыпают солью весь лист.
Воспитатель:
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль — это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.
— Давайте вспомним и скажем. Откуда берётся соль? (соль — люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)
— Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна)
— Конечно, полезна, так как соль содержит минеральное вещество — йод.
Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из солёной воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка.) Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.
Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в шкатулке, что-то есть ещё.
Открывает, а там угощение за хорошую работу.
— Вы были хорошими учёными.