Лариса Ра
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительное яйцо»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Детское экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка - склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.
Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним - единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к задаче творчески. Иными словами, если опыт детского экспериментирования востребован в других видах деятельности, это дает замечательные результаты.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительное яйцо“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Яйцо. Опыты и эксперименты с яйцами
- Темочки
Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи экспериментальной деятельности :
1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
3. Развиватьу детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
4. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность,саморегуляцию своих действий.
Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации, на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки, два больших пластиковых стакана с водой, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши.
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
-Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце».
-Что вы знаете о яйце (мелкие, крупные, разных размеров, можно использовать в разных блюдах)
-Что бы вы еще хотели узнать о яйце? (сырое-вареное, твердое-хрупкое, свежее-несвежее, тонет-не тонет)
Хочу рассказать вам одну сказку.
-Жили – были, ребята,
Дед и баба когда-то,
С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
-А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленькомсодержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми.
-И захотели бабка с дедом узнать, что находится внутри яйца.
Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы разделить.
- А пока дед с бабой отдыхают, давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Эксперимент № 1
Аккуратно, разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки).
-А наша сказка продолжается.
Эксперимент № 2 понадобится 2 сырых яйца
Определить где сырое (свежее, а где несвежее яйцо?
Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой.
Свежее-тонет
Несвежее-всплывает
Объяснение: дело в том, что при долгом хранении в теплом месте в яйце происходит процессы (процессы разложения белка и желтка, при которых часть внутреннего содержания яйца превращается в газ и выветривается через мелкие поры в скорлупе, яйцо становится легче и в воде всплывает.
Эксперимент № 3
-Давайте определим где вареное яйцо, а где сырое?
-На столе лежат 2 яйца. (одно из них сырое, а другое вареное).
-Как можно это определить, не разбивая их? (дети высказывают предположения).
Положите яйца на стол и попробуйте покрутить их. Только постарайтесь, чтобы они не упали и на разбились
- Да, яйца можно покрутить на столе, как волчки и понаблюдать, что одинаковые по виду яйца крутятся совершенно по разному.
-Рита, где у тебя вареное яйцо, а где сырое? Проверяем.
Объяснение: есть такое физическое явление: как центр тяжести.
В варенном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса и центр все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Эксперимент № 4
-Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой.
В одну банку мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой.
Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет.
Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось?
-В сильно- соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
-А теперь, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине. Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. ( на столах у детей:по два больших пластиковых стаканчика с водой,пластиковый стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо)
Эксперимент № 5
Понадобится сваренное вкрутую и очищенное яйцо, пустая бутылка из под сока, бумага, спички, растит. масло.
Смазать горлышко бутылки маслом, поджечь бумагу и быстро опустить в бутылку и сразу же положить яйцо на горлышко бутылки.
Объяснение : горящая бумага нагревает молекулы воздуха в бутылке, отчего они приходят в движение, и начинают отталкиваться друг от друга.
Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и бутылкой. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг другу.
Это явление называется-вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки очень велико и они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.
Подводя итог проделанной работы мы считаем, что нам удалось раскрыть секреты куринного яйца.
-Да, действительно «удивительное яйцо» мы подтвердили предположения и сможем сделать выводы.
-А вот если бы мы не знали всех этих свойств (если бы мы захотели съесть вареное, а оно оказалось бы сырым, свежее или несвежее).
Рефлексия: раскрасить яйца шаблона.