Петрова Елизавета
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительные камни»
Конспект занятия по опытно-экспериментальная деятельности в средней группе № 8
Тема «Удивительные камни»
Составила и провела:
Воспитатель Петрова Е. Н.
2021 год
Цель: определение свойств камней через экспериментирование.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами;
Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
Развивающие:
Развивать сенсорные способности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к поисковой деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря: камень, твердый, гладкий, шероховатый и т. д.
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке, собирание коллекции камней, строительные игры с использованием камней на прогулке, составление узоров из камней, хождение по камням для массажа ног, рассматривание коллекции драгоценных камней (иллюстрации, чтение сказки «Три поросенка».
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята вы любите отгадывать загадки? ( ответы детей: да)
Отгадайте мою загадку
Что мы кидаем в море, сидя на берегу? ( ответы детей: камень)
Правильно. Сегодня мы поговорим о камнях.
Посмотрите, какие красивые камни я принесла. Какие вы здесь видите камни? ( ответы детей: маленькие, большие, красивые)
- Нас везде окружает природа. Она может быть живая или неживая. Камни -это живая или неживая природа, как вы думаете? Почему вы так думаете? ( ответы детей: неживая)
Мы сегодня будем делать опыты с камнями и узнаем много нового и интересного о них. Я прошу вас удобно сесть за столы. Внимательно посмотрите, какие нам нужны помощники для экспериментов? ( Ответы детей: лупа, вода в стакане, камни)
Воспитатель: А, сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Подвиньте к себе, поближе тарелочки с камнями.
Основная часть
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Воспитатель: по форме они одинаковые? (Ответы детей) Давайте сделаем вывод.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: все камни одинакового размера? ( ответы детей: нет). Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Вывод: камни бывают разных размеров.
Давайте отдохнем.
Физминутка. «Гора и камешки»
Стоит гора старушка, до небес макушка. (поднимаются на носки)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора страдает камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь (дети разбегаются и присаживаются на корточки)
Воспитатель: продолжим наши опыты
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? ( ответы детей: разная) Какая? ( ответы детей: гладкая, не ровная) Камень у которого не ровная можно назвать шершавым. (Дети повторяют новое слово сначала вместе хором, после чего воспитатель просит несколько детей повторить индивидуально)
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
В следующем опыте мы будим рассматривать свои камни через лупу.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? ( ответы детей: крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети.
Опыт № 5. Определение твердости.
У вас на тарелочках лежит пластилин. Возьмите его в руки и помните, потяните в разные стороны. Что происходит? ( ответы детей: пластилин мнется и рвется). Теперь проделайте тоже самое с камнем. Что сейчас происходит? ( ответы детей: ничего, камень на мнется и не рвется) Можно сказать, что пластилин мягкий, а камень? ( ответы детей: твердый)
Вывод: камни твердые
Наше интересное занятие подошло к концу.
Рефлексия:
Ребята, что мы сегодня с вами делали? ( ответы детей: рассматривали камни, что интересного вы узнали? ( ответы детей: камни бывают большие, маленькие, тяжелые)